Роман Ramzes Кушнарев: «Было бы классно вернуть в киберспорт турниры сборных»

    Топ-игрок в Dota 2 и популярный стример о доходах, трансляциях и будущем киберспорта
    Стример Роман Ramzes Кушнарев
    Стример Роман Ramzes Кушнарев /Пресс-служба Winline Pubstomp

    Роман Ramzes Кушнарев – один из главных людей в истории российского киберспорта. Начав карьеру в Dota 2 в 14-летнем возрасте, он быстро вошел в число сильнейших игроков мира. В его резюме победы на пяти мейджорах и более $2,1 млн призовых. За карьеру Кушнарев представлял топ-клубы России (Virtus.Pro, 9Pandas) и мира (Evil Geniuses, Tundra), закрепив за собой статус одного из самых успешных игроков планеты. Год назад Ramzes приостановил профессиональную карьеру и стал одним из главных комьюнити-кастеров на платформе Twitch – это формат, где независимые стримеры транслируют турниры, предлагая зрителям альтернативный взгляд на события. «Ведомости. Спорт» поговорил с 26-летним киберспортсменом о доходах, инвестициях и будущем Dota 2.

    – За последний год ты стал главным комьюнити-кастером по Dota 2, собрав больше 500 000 подписчиков на Twitch. Почему этот формат трансляций так популярен у публики?

    – Мне кажется, главный комьюнити-кастер у нас – это Никс (Александр Nix Левин). Он многое сделал для индустрии. Но в целом, думаю, секрет успеха нашего проекта – состав участников. Мы с Андреем (Андрей afoninje Афонин) и в жизни хорошо общаемся, и в стриме это тоже видно. Мы ничего из себя не строим, не выдавливаем – мы такие, какие есть. Аналитика тоже играет роль. Мне кажется, в некоторых аспектах мы опытнее студий. Ну и, конечно, важно быть на одной волне со зрителем. Это, наверное, самое главное.

    – Twitch периодически выдает баны по странным причинам, а недавно понизил качество видео для российских зрителей. Не думал сменить платформу?

    – Мой первый бан вообще был не по моей вине – платформа выдала ошибочный бан через бота, а поддержки в нашем регионе толком нет. Расстроился, конечно. Но что сказать? Дышим, пока дают. Но сменить платформу не думал. Считаю, Twitch минимум еще пару лет точно будет оставаться лидером по стримингу.

    – Могли бы комьюнити-касты быть интересны зрителям других видов спорта?

    – Уверен, что да. Сам на YouTube видел, как Исраэль Адесанья (боец UFC. – «Ведомости. Спорт») вместе с кем-то смотрел и комментировал чужие бои, – и просмотры там хорошие, и мне было интересно. Думаю, это работает везде. Формат живой, настоящий – людям это заходит.

    – Основной доход топ-стримерам приносят спонсорские интеграции и рекламные контракты. Получается зарабатывать на уровне профессиональных игроков?

    – Учитывая, что у меня обычно два–три баннера плюс реклама и солидная аудитория на трансляциях (в 2025 г. в среднем 20 300 зрителей, у которых есть возможность финансово поддержать стримера. – «Ведомости. Спорт»), – да, можно спокойно зарабатывать больше, чем большинство профессиональных игроков. Может, победители The International или Riyadh Masters (топ-турниры по Dota 2. – «Ведомости. Спорт») поспорят со мной, но в целом я сейчас зарабатываю очень хорошо.

    – Как изменился интерес рекламодателей к тебе в роли топового стримера?

    – Стало побольше внимания. С 2018 г., когда меня позвали в рекламу Head & Shoulders, все развивается в положительную сторону. Бэкграунд помогает. Когда ты не просто игрок, а еще и инфлюенсер, к тебе совсем другое отношение. Стало больше рекламных запросов, причем не только для прямых трансляций.

    – В одном из интервью ты говорил, что на пике карьеры игрока в Dota 2 зарабатывал больше $20 000 в месяц. Платят ли столько топ-игрокам сейчас?

    – Да, такие деньги все еще платят. Есть шесть–восемь команд, которые могут себе позволить такие суммы. Это те, кто стабильно претендует на топ-1 The International или Riyadh Masters.

    – С осени 2024 г. ты не выступал на профессиональном уровне. Планируешь ли продолжать карьеру?

    – Когда смотришь киберспорт на арене или футбол, мурашки, конечно, бегут. Хочется снова пережить эти эмоции. Но я понимаю, что за этим стоит жесткая работа. Если возвращаться, надо отдать игре все свободное время. Пока я к этому не готов. Сейчас сижу на своем любимом стульчике, стримлю, отдыхаю и кайфую. У меня наконец появилось свободное время, и это чувствуется.

    – Кто-то помогает тебе вести дела – профессиональные и коммерческие?

    – Да, с рекламными запросами помогает менеджер – мы работаем уже больше двух лет. У меня стримы по 14 часов, и мне не хватает времени на все. Поэтому так проще.

    – Соревновательный ландшафт в Dota 2 за последние годы серьезно изменился. The International потерял в престижности: призовые за пять лет упали почти в 20 раз – до $2,1 млн в 2025 г. Саудовская Аравия инвестирует в новые турниры – это позитивно для киберспорта?

    – Когда Valve (издатель Dota 2. – «Ведомости. Спорт») перестали выпускать компендиум (набор виртуальных предметов для использования в игре, часть денег с продаж которых шла в призовой фонд The International. – «Ведомости. Спорт»), многое ушло. Исчез праздник. Раньше все ждали The International как события года. А сейчас... Сейчас это просто турнир, ничего сверхъестественного.

    Раньше весь The International проходил на арене – это был кайф, ты чувствовал, куда приехал. Сейчас только три финальных дня на сцене. А это важно. Игроки раньше прилетали и такие: «Я на Инте, все, кайф!» Сейчас такого нет.

    Но влияние новых инвесторов вроде Саудовской Аравии – это точно плюс. Такие деньги только помогают индустрии. Но, насколько я знаю, Valve не дают увеличивать призовой фонд на их турнирах Esports World Cup.

    – В начале лета твоя команда выиграла медийный киберспортивный турнир Streamers Battle, и часть призовых вы пожертвовали на благотворительность – почему?

    – Мы еще до турнира решили: выиграем – часть отдадим. Нам дали MVP, были и бонусы, так что заработали нормально. Просто захотелось от души. Последний год начал этим заниматься по-настоящему. С последнего турнира решили с командой перевести призовые в приют для животных.

    – Ты регулярно постишь в соцсетях фото из тренажерного зала и со спаррингов по боксу – физподготовка обязательна для киберспортсмена и/или стримера?

    – У меня есть знакомый тренер – Игорь Кокоев. Тренирует кулачников. Мы рядом живем, иногда тренируемся вместе. Хожу в зал, делаю кардио, бассейн, банька, массажик. Потому что, если сидишь за компом по 14 часов, начнет болеть спина, особенно поясница. Проверено. Тренеры помогают с режимом и питанием. Всем советую. Без физухи в этом деле тяжело.

    – Минспорт подготовил проект нового федерального стандарта подготовки для киберспортсменов. Надо будет сдавать нормативы по бегу и отжиманиям, а также уметь сделать 180 нажатий мышки за 30 секунд. Подобные инициативы помогут развитию киберспорта в стране?

    – Несильно погружен в вопрос. Если считают нужным и это поможет юным киберспортсменам не нанести вред здоровью, то здорово.

    – Почему в киберспорте совсем непопулярны турниры сборных? Инициативы Международного олимпийского комитета (МОК) и Саудовской Аравии, которая планирует провести в 2026 г. Кубок наций по киберспорту, исправят ситуацию?

    – Некоторое время назад были турниры среди сборных – WESG (World Electronic Sports Games ежегодно проводились в Китае в 2016–2019 гг. – «Ведомости. Спорт»). Было бы классно их вернуть. А так основной интерес киберспорта изначально был среди клубов. За турнирами вроде The International следит почти все Dota-комьюнити, даже те, кто уже не может позволить себе играть на регулярной основе из-за работы или других факторов. Проектом под эгидой МОК не интересовался.

    – Чем планируешь заниматься после завершения карьеры игрока?

    – Думаю, займусь бизнесом. Были разные идеи – компьютерный клуб, баня; главное – что-то свое и чтобы было по кайфу. Не ради галочки. В итоге решил начать с клуба. Мне в целом близка эта тема, с клубов начинался мой путь в киберспорте – первые знакомства, турниры, победы. Я очень много времени провел в разных клубах, так что немного в этом разбираюсь. Открываем клуб вместе с партнером, пока не могу раскрывать всех деталей.

    – В 2019 г. ты оказался лидером рейтинга самых влиятельных людей в российском киберспорте от Forbes, а Esquire включил тебя в число «12 апостолов нашего времени». Есть ли в современном киберспорте личности сопоставимой значимости?

    – Наверное, Team Spirit в целом – они выиграли два The International и в целом показывают достойные результаты. Плюс у них качественное медийное развитие. Если брать конкретные личности, то, думаю, выберу Алексея Solo Березина и Антона Dyrachyo Шкредова. Две легенды Dota-сцены в России.