VR-технологии, анимация, нательные камеры: как улучшают спортивные трансляции
НХЛ сотрудничает с облачными сервисами, в футболе совершенствуют показ в 3DОдной из инноваций в футбольных трансляциях летом 2025 г. стало использование нательных камер судей на Клубном чемпионате мира ФИФА (КЧМ), прошедшем в США. Режиссеры выводили на экран картинку с бодикамер в наиболее динамичные и спорные эпизоды матчей. Эксперимент был признан удачным – в конце июля Международный совет футбольных ассоциаций (IFAB) одобрил использование судьями нательных камер в национальных чемпионатах и других турнирах.
«Ведомости. Спорт» рассказывает, какие еще подходы уже используют вещатели и лиги, чтобы сделать болельщиков ближе к происходящему.
Виртуальная реальность
9 августа клуб Английской премьер-лиги (АПЛ) «Бернли» проведет домашнюю товарищескую встречу против римского «Лацио», которая будет показана в прямом эфире в формате виртуальной реальности. Эксперимент организован в рамках сотрудничества клуба и лиги со стартапом Rezzil, занимающимся разработкой программного обеспечения для VR-технологий. В число соинвесторов компании входят бывшие звезды АПЛ Тьерри Анри, Гари Невилл и Венсан Компани.
Болельщики «Бернли» смогут надеть специальную гарнитуру, и из любой точки мира получить панорамный обзор со стадиона «Терф Мур». Аудиосопровождение – комментатора или шум стадиона – можно выбирать.
«Такой подход отражает наше видение взаимодействия с болельщиками. Наша миссия – предоставить болельщикам лучшие впечатления. С помощью погружения в мир виртуальной реальности они смогут стать ближе к игре, чем когда-либо прежде», – заявил председатель совета директоров «Бернли» Алан Пейс. В режиме виртуальной реальности игру можно будет посмотреть бесплатно через приложение Premier League Player.
Похожее предложение для американских зрителей во время КЧМ сделал официальный транслятор турнира DAZN. Ведущая глобальная спортивно-развлекательная платформа запустила в партнерстве с Meta (организация признана экстремистской и запрещена в РФ) и пионерами пространственных вычислений Immersiv.io приложение с расширенной реальностью (XR).
Болельщики получили возможность смотреть каждый матч КЧМ в динамичном 3D-формате, который воссоздает поле и игроков в режиме реального времени, предлагая уникальные ракурсы и интерактивное управление. Поклонники футбола даже могли перематывать время, чтобы заново пережить ключевые моменты в 3D, включая повторы забитых мячей и лучших моментов.
В решающих матчах турнира, включая один из четвертьфиналов, полуфиналов и финал, впечатления стали еще ярче благодаря улучшенным 180-градусным видеотрансляциям, которые позволили фанатам «перенестись» на стадион и наблюдать за каждым ключевым моментом в высоком разрешении.
Использование игровых платформ и анимации
Ведущие мировые спортивные лиги стремятся расширить охват и привлечь более молодую аудиторию, привыкшую к цифровым технологиям, поэтому традиционные модели медиаправ и взаимодействия с болельщиками стремительно развиваются. В мае 2025 г. производитель спортивных видеоигр EA Sports заключил партнерское соглашение с Высшей лигой футбола (МЛС) для трансляции матчей в прямом эфире в своем мобильном приложении EA Sports FC, информирует SportsPro.
Первый случай интеграции прямых спортивных трансляций на игровую платформу может ознаменовать начало новой эры, в которой игры, медиаправа и взаимодействие с болельщиками сталкиваются, заставляя лиги, вещателей и технологические компании переосмыслить способы взаимодействия со своей аудиторией. Встраивая спортивные трансляции в мобильное приложение, EA также может получать доход от рекламы от брендов, стремящихся охватить активную аудиторию спортивных болельщиков.
На протяжении десятилетий продажа прав на трансляцию спортивных событий была простым бизнесом: телесети платили лигам и командам огромные суммы за трансляцию матчей по телевидению, а взамен привлекали огромную аудиторию. Но в современную цифровую эпоху аудитория больше не ограничивается традиционными медиа. Болельщики раздробились по разным платформам: стриминговые сервисы, социальные сети и игровые приложения теперь конкурируют за их внимание. Партнерство EA с МЛС отражает эту трансформацию.
Одним из наиболее значительных изменений, произошедших благодаря этому сотрудничеству, стал переход от пассивного просмотра к активному участию. Раньше спортивные болельщики просто сидели и наблюдали за игрой на экранах своих телевизоров. Теперь фанаты хотят взаимодействовать с происходящим в режиме реального времени – играя в виртуальные матчи, получая доступ к живой статистике или получая награды во время просмотра. Эта тенденция, популяризированная киберспортом и мобильными играми, теперь проникает и в традиционные виды спорта.
В январе 2024 г. организация Tennis Australia превратила лучших теннисистов мира в анимированные копии самих себя, стремясь привлечь новую аудиторию. На протяжении всего турнира на YouTube-аккаунте Открытого чемпионата Австралии транслировались несколько матчей, где игроки были представлены в виде аватаров, которые копировали каждое их движение. Ракетки, корт и мячи также были анимированы.
Проект под названием AO Animated основан на использовании датчиков на настоящих кортах стадиона «Мельбурн-парк», которые передают данные в систему, создающую цифровые копии матчей в прямом эфире с задержкой всего в две минуты. Эти версии поединков были синхронизированы с комментариями в прямом эфире, шумом трибун и решениями судей на вышке, а также с особенностями поведения и реакциями игроков, зафиксировал ESPN.
Будущее – за «облаком»
Похожим образом Tomorrow's Golf League (TGL), основанная титулованными гольфистами Тайгером Вудсом и Рори Макилроем, переосмыслила этот вид спорта, объединив реальных игроков с виртуальными на специально построенной арене. TGL предлагает динамичные интерактивные матчи, предназначенные для просмотра в прайм-тайм, где технологии улучшают как соревновательный аспект, так и впечатления болельщиков.
Чемпионат мира Формула-E – класс автогонок, в которых используются электромобили с открытыми колесами – также является одним из лидеров в области взаимодействия болельщиков с передовыми технологиями. В 2021 г. организаторы запустили систему Fanboost, позволявшую фанатам голосовать за любимых гонщиков и напрямую влиять на исход гонки.
Голосование проходило за несколько дней до старта через сайт Формулы E, социальные сети или приложение. Пилоты, набравшие наибольшее количество голосов, получали дополнительный импульс мощности (обычно около 100 кДж) для использования во время гонки. Гонщики могли выбирать, когда использовать Fanboost, чтобы получить преимущество. Система просуществовала один сезон и была отменена.
Теперь серия продолжает расширять границы возможностей благодаря таким инициативам, как Formula E: Accelerate – киберспортивному соревнованию, в котором лучшие гонщики соревнуются на виртуальных трассах за возможность протестировать настоящие автомобили «Формулы-E».
Пока лиги экспериментируют с потоковой трансляцией футбольных матчей, невозможно игнорировать более масштабную тенденцию: будущее спортивных трансляций все больше связано с облачными технологиями. С их помощью можно осуществлять удаленное производство, устраняя необходимость в большом количестве работающих на месте специалистов, сокращая расходы на поездки. Технические директора, продюсеры и другой персонал могут управлять несколькими мероприятиями из любой точки мира при наличии подключения к Интернету.
К примеру, Национальная хоккейная лига (НХЛ) внедрила облачное производство с использованием технологий AWS и NDI, что обеспечивает высококачественные прямые трансляции.
Представление о том, что нас ждет в будущем, дает облачный гейминг. Такие платформы, как Google Stadia, Xbox Cloud Gaming и PlayStation Now, уже продемонстрировали возможности потоковой трансляции игр напрямую из облака, и лишь вопрос времени, когда спортивный контент последует их примеру, отмечает Insider Sport.