Расширение аудитории и развитие экосистемы: зачем «Яндекс» зашел в киберспорт

    Компания подписала состав по Dota 2 и планирует выпускать игровую периферию под брендом Team Yandex
    Пресс-служба компании «Яндекс»
    Пресс-служба компании «Яндекс»

    Российский IT-гигант «Яндекс» подал заявку на регистрацию торговой марки Team Yandex – под этим брендом компания намерена объединить все киберспортивные проекты: от формирования профессиональных команд и образовательных программ до выпуска фирменного мерчендайзинга, аксессуаров и периферии для геймеров. По данным «Ведомости. Спорта», первые товары с брендингом Team Yandex появятся на маркетплейсе «Яндекс Маркет» до конца 2025 г.

    Team Yandex будет интегрирована в экосистему компании

    «Запуск бренда Team Yandex позволит нам усилить взаимодействие с аудиторией поклонников киберспорта и повысить узнаваемость в геймерской среде, – сказали «Ведомости. Спорту» в пресс-службе «Яндекса». – Первым проектом стал запуск команды по Dota 2 при поддержке «Яндекс Маркета». В ее состав вошли опытные игроки, отобранные с учетом индивидуальных навыков и рекомендаций тренеров».

    Первой и пока единственной киберспортивной дисциплиной Team Yandex стала игра Dota 2 – компания подписала весь состав команды Cyber Goose: Алексея Solo Березина, Айбека TA2000 Токаева, Евгения Noticed Игнатенко, Илью Chira_Junior Чирцова и Алексея prblms Паршукова. Тренером назначен Александр Accell Литвиненко.

    34-летний капитан команды Solo – ветеран российского киберспорта, заработавший за карьеру более $2 млн призовых. Единственный нероссийский игрок в составе – 25-летний казахстанец ТА2000, ранее выступавший за катарский PSG.Quest, а также российские Chimera, Virtus.Pro и Aurora. Остальные участники команды – 22-летний Noticed, 21-летний prblms и 20-летний Chira_Junior – выступают на профессиональном уровне более трех лет.

    Кроме того, амбассадором Team Yandex стал легендарный российский игрок Роман Ramzes666 Кушнарев – пятикратный победитель мэйджор-турниров по Dota 2. Клуб планирует выпускать с ним различный контент, хотя конкретные обязанности Кушнарева не уточняются. 

    Ранее команда (еще как Cyber Goose) прошла закрытые квалификации Восточной Европы на второй по престижности турнир в Dota 2 – Esports World Cup-2025 и заняла второе место в отборе на The International 2025, оставшись в шаге от попадания на главный турнир года. 

    Ближайшие соревнования, на которых выступит Team Yandex – онлайн-турнир Fissure Universe: Episode 5 с призовым фондом $250 000 (30 июня – 4 июля) и Esports World Cup в Саудовской Аравии (призовой фонд – $3 млн, 8-19 июля), где сыграет в группе с Aurora, Virtus.pro и британским коллективом Tundra.

    В разговоре с «Ведомости. Спортом» экс-генменеджер Virtus.Pro Роман Дворянкин высказал мнение, что команда от «Яндекса» может повлиять на киберспортивный рынок. «Как правило, крупные компании не делают скоропалительных решений. Думаю, если не случится форс-мажоров, они пришли всерьез и надолго. Ситуативные неудачи или быстрые успехи вряд ли их излишне воодушевят или расстроят. Поэтому влияние на рынок это 100% окажет. Проект может стать привлекательным. Бренд «Яндекса» в России любят. Я позитивно оцениваю их перспективы», – сказал Дворянкин.

    Спонсором проекта выступает «Яндекс Маркет», который намерен использовать киберспортивную команду как маркетинговую платформу. В планах – интеграция товаров в трансляции, запуск лимитированных коллекций и мерча. «В дальнейшем к поддержке проектов Team Yandex, в том числе киберспортивной команды, могут присоединиться и другие сервисы компании, а также внешние партнеры», – уточнили в пресс-службе «Яндекса».

    Также подписчики сервиса «Яндекс Плюс» (41,3 млн пользователей) смогут расходовать баллы на мерч, приглашения на закрытые мероприятия и общение с киберспортсменами, а также получать доступ к другим эксклюзивным привилегиям. Таким образом, киберспортивное направление соединено с экосистемой сервисов «Яндекса».

    «Цели создать киберспортивную команду у «Яндекса» может быть две. Первая – аудитория через успех, вторая – аудитория через хайп, как в медиафутболе, – прокомментировал Дворянкин. – Я думаю, они будут пытаться идти по первому пути. Получится у них или нет, будет зависеть от грамотности их менеджмента. К примеру, BetBoom Team, которая принадлежит одному из главных российских букмекеров, умеет находить баланс между вливанием денег и осмысленными решениями менеджмента. Тут только время покажет».

    Отметим, что в перспективе Team Yandex планирует создать команды и в других популярных киберспортивных дисциплинах, включая Counter-Strike 2 (CS), сообщили в компании. Вполне возможно, что решение основано на рыночных данных: Dota 2 и CS стабильно входят в топ самых популярных игр крупнейшей игровой платформы Steam. В апреле 2025 г. CS лидировал по среднечасовому числу геймеров (950 000, пик – 1,8 млн), Dota 2 занимала второе место (343 500 в среднем за час, пик – 630 000). 

    Также, согласно данным EsportsCharts, CS и Dota 2 вошли в топ-5 самых просматриваемых киберспортивных дисциплин 2024 г. Матчи по Dota 2 суммарно собрали 319,7 млн часов зрительского внимания, CS – 434,5 млн. Первое место заняла игра League of Legends (749,6 млн часов) – главный конкурент Dota 2.

    Киберспортивный топ-клуб обойдется минимум в $5 млн в год

    «Яндекс» действительно может стать большим игроком на киберспортивном рынке, так как компания обладает большими финансовыми ресурсами. В 2025 г. Forbes представил ежегодный список 30 наиболее ценных интернет-компаний России, в котором «Яндекс» сохранил лидерство с оценкой в $16,4 млрд. Второе место занял Ozon ($8 млрд), третье – Wildberries ($6,6 млрд). Финансовые показатели компании также демонстрируют рост. По неаудированным данным за первый квартал 2025 г. выручка «Яндекса» составила 306,5 млрд руб., что на 34% выше результатов аналогичного периода прошлого года. Скорректированный показатель прибыли до вычета процентов, налогов, износа и амортизации (EBITDA) достиг 48,9 млрд руб. (16% от выручки). Компания также подтвердила прогноз на 2025 г. – рост выручки более чем на 30% в годовом выражении и EBITDA не менее 250 млрд руб.

    Тем не менее «Яндекс» – не первая крупная российская компания, инвестирующая в киберспорт. В 2022 г. ряд клубов из России столкнулся с ограничениями на международной арене. Например, Virtus.pro (принадлежавший VK) и Gambit Esports (экс-актив МТС) не могли участвовать в турнирах под своим именем и рекламировать спонсоров (формы также были запрещены). В результате VK продала Virtus.pro армянскому бизнесмену Араму Карамакуляну за 174 млн руб., зафиксировав прибыль в 13 млн рублей. МТС продал основной состав Gambit Esports по CS американской организации Cloud9, после чего закрыл проект.

    «У больших российских компаний не особо получалось в киберспорте по разным причинам. Например, не всегда получается, скажем так, классическую корпоративную культуру приземлять на киберспорт. Там требуется гораздо более гибкое управление. Сейчас те же Virtus.Pro стали частными, перестали быть частью большой публичной компании. И мне кажется, у них прибавилось гибкости, это положительно на них сказалось. То есть в киберспорте просто нужен более уникальных подход. Чего у больших компаний не всегда получается делать с их процедурами и бюрократией», – сказал Дворянкин.

    Причины интереса крупных компаний к киберспорту очевидны: аудитория дисциплины продолжает расти. По данным Play The Game, в 2025 г. число фанатов киберспорта превысит 640 млн человек. В России насчитывается около 15 млн зрителей киберспорта в возрасте 12-64 лет. Русскоязычные пользователи также входят в тройку крупнейших аудиторий Steam – они занимают третье место на платформе после китайских и англоязычных игроков.

    В киберспорте также крутятся большие деньги. Мировой рынок киберспорта остается одним из самых динамично развивающихся – по оценкам market.us, объем сегмента вырос с $2 млрд в 2023 г. до $2,4 млрд к концу 2024 г. и может достичь $11 млрд к 2032 г. 

    При этом годовой бюджет большой киберспортивной организации, претендующей на лидерство в нескольких дисциплинах, может составить $5 млн и выше. Затраты зависят от многих факторов – зарплаты игроков, оплата буткемпов (тренировочные сборы) и прочие организационные моменты. «Месячный бюджет топ-команды по Dota 2 я бы оценил примерно в $50 000-$100 000. Годовой бюджет может достигать от $500 000 до $1,5 млн, в зависимости от аппетитов, состава, успехов и так далее», – пояснил Дворянкин.

    Зарплаты игроков в Dota 2 обычно состоят из гарантированной части и бонусов за результаты, согласованных заранее. «В России и командах СНГ игрокам платят до $10 000 или максимум $15 000 в месяц. В Европе – от $15 000 до $30 000. В том числе игроки получают больше за счет системы бонусов. К примеру, в Gaimin Gladiators в прошлом году на 5-10% повышали зарплату за успешные выступления», – говорил трехкратный победитель мэйджор-турниров по Dota 2 Антон dyrachyo Шкредов в интервью «Ведомости. Спорту».

    Также игроки и клубы зарабатывают на призовых. В 2024 г. организаторы турниров по Dota 2 суммарно выплатили командам $22,7 млн – больше всех в мире. В CS цифра чуть меньше – $21,7 млн. При этом турниров в CS прошло сильно больше – 714 против 192. Каждый игрок получает 12-17% от суммы призовых, организация забирает 0-10% (в средних командах – больше), тренеру полагается около 5%.