Тысячи фанатов и признание политиков: как в Монголии создали топ-клуб по CS

    The Mongolz выиграли чемпионат мира и стали самой успешной азиатской командой в истории киберспорта
    Antoni Byszewski / TASS
    Antoni Byszewski / TASS

    Монгольская киберспортивная команда The Mongolz одержала победу на чемпионате мира по игре Counter-Strike 2 (CS2) в рамках Esports World Cup в Саудовской Аравии. В финале, состоявшемся 24 августа, они разгромно обыграли турецкий состав Aurora со счетом 3:0 и получили $500 000 призовых, выиграв карты Mirage (16:14), Dust 2 (13:9) и Nuke (13:4). На пути к титулу монголы последовательно победили GamerLegion из Германии, 3DMAX из Франции и одного из фаворитов – французскую команду Vitality. 

    Для монгольского коллектива это уже третья победа на крупном оффлайн-турнире в сезоне-2025. Ранее они выиграли Yalla Compass, обыграв Ninjas in Pyjamas, а также Thunderpick World Championship, где оказались сильнее Heroic. Кроме того, в 2024 г. The Mongolz дважды занимали вторые места на мэйджоре в Остине (главный турнир в CS2) и на престижном Blast Bounty Fall.

    Победа вызвала значительный резонанс не только в Монголии, но и во всем мире. Финальный матч собрал 740 000 зрителей в прямом эфире, став самым популярным событием турнира. Пиковое количество зрителей на монгольской трансляции достигло 180 000 человек, что эквивалентно 5% населения страны. За турниром следил премьер-министр Монголии Гомбожавын Занданшатар, а тысячи болельщиков вышли на главную площадь Улан-Батора для празднования победы.

    Еще несколько лет назад монгольские составы считались аутсайдерами мировой сцены, но теперь The Mongolz воспринимаются как главный представитель азиатского киберспорта, достигший глобального уровня. «Ведомости. Спорт» рассказывает о становлении лучшей команды в истории азиатского киберспорта и какое влияние она имеет на свою страну.

    Преодоление барьера

    Успех монгольской команды The Mongolz на чемпионате мира по CS2 стал закономерным этапом трехлетнего развития коллектива. Команда последовательно улучшала результаты на мэйджорах – от вылета на групповом этапе до стабильного попадания в плей-офф. Финал мэйджора в Остине закрепил их статус в мировой топ-команде, а победа в Саудовской Аравии подтвердила этот прогресс.

    Примечательно, что игроки The Mongolz, несмотря на молодой средний возраст (чуть более 20 лет), представляет организацию с более чем 10-летней историей. История клуба началась в 2013 г. с попытки пробиться в топ игры Dota 2, но уже через два года игроки полностью сосредоточились на Counter-Strike. При отсутствии инфраструктуры и поддержки они добивались результата за счет упорства. Первое появление на крупном турнире состоялось в 2015-м, когда The Mongolz получили слот на мэйджор в Кельне. Дебют оказался провальным (вылет в первой стадии), но вскоре команда одержала первую заметную победу – золото на азиатском турнире IEM Taipei-2016, заработав $30 000 и привлекая внимание к монгольскому киберспорту. Тем не менее после этого результаты были скромными: до 2022 г. общее число призовых монгольской команды не превышало $2000.

    Рывок монголов начался в составе клуба IHC Esports в 2022 г. Именно тогда Гарди­магнай bLitz Бямбасурэн, Содбаяр Techno4K Мунхболд и тренер Эрдэнэдаляй maaRaa Баянбат заявили о себе на международной арене, попав на мэйджор в Париже. Тем не менее вскоре клуб оказался втянут в скандал: владельцев материнской компании IHC обвинили в финансовых махинациях с криптовалютой. Вкладчики потеряли миллионы, а команда заявила на своем сайте, что не имеет отношения к фигурантам дела: «Мы хотим категорически заявить, что указанные люди не причастны к руководству и операционной деятельности. Мы отрицаем эти обвинения самым решительным образом». После этого игроки покинули IHC и возродили бренд The Mongolz.

    Костяк усилили молодые Усухбаяр 910 Банзрагч, Аюш mzinho Батболд и Азбаяр Senzu Мунхболд. Организация назвала их «Поколением чудес». Основатель The Mongolz Болдбаатар Баярсайхан обеспечил западный формат управления: контракты, тренировочную базу и полноценное финансирование. Это позволило коллективу не только удержаться в элите, но и шаг за шагом закрепиться среди мировых лидеров.

    Результаты не заставили себя ждать: за два года The Mongolz выступили на четырех мэйджорах, стали первой азиатской командой, которая пробилась в плей-офф и дошла до финала. Монголы также обыгрывали многие топ-команды: американскую Cloud9 на турнире в Катовице, выбивали российскую Spirit в Кельне и брали верх над датской Heroic на Thunderpick World Championship. Перед чемпионатом мира коллектив пережил два поражения в крупных финалах, но именно они стали точкой роста.

    На Esports World Cup монголы последовательно прошли GamerLegion, 3DMAX и главных фаворитов Vitality. В решающем матче борьба возникла только на первой карте, после чего Aurora не смогла противостоять The Mongolz. Самым ценным игроком финала стал 20-летний Techno4K, впервые получивший индивидуальную награду. Победа принесла The Mongolz $500 000 и вывела их на третью строчку мирового рейтинга HLTV – рекордный результат для азиатской команды. 

    На фоне регулярных неудач азиатских коллективов на мэйджорах выход The Mongolz в мировую элиту выглядит переломным моментом. За последние семь лет азиатские команды сыграли лишь 59 карт (около 25 матчей) на мэйджорах и выиграли только на 19 из них. Монголы же первыми не только преодолели этот барьер, но и закрепились в топ-3 мирового рейтинга. Их успех стал не только спортивным результатом, но и индикатором того, что азиатский киберспорт способен конкурировать на высшем уровне.

    Игроки The Mongolz фанатеют от сериала «Кухня»

    Монголы на турнире демонстрировали агрессивный стиль, особенно заметный на картах Mirage и Dust2. Фирменный стиль команды, характеризующийся тотальным прессингом и контролем пространства, систематически нарушал привычные схемы игры соперников. Особое преимущество команда получала за счет способности побеждать в экстремальных клатч-ситуациях, включая сценарии 1 в 2 и 1 в 3, что стало определяющим фактором на турнире.

    Главным условием успеха стал сбалансированный состав без очевидных слабых мест. Капитан Blitz выделялся и как лидер, и как сильнейший игрок команды. За четыре года карьеры он превратился в одного из самых нестандартных киберспортсменов Азии. Примечателен и 16-летний Mzinho – самый молодой участник чемпионата мира. Его игра пока нестабильна, но отдельные выступления производят сильное впечатление.

    История Blitz заслуживает отдельного внимания. До CS он профессионально занимался шахматами, получив звание мастера Международной шахматной федерации (ФИДЕ). В 2021 г. вошел в топ-10 лучших на монгольской квалификации по блицу. Его ник также, очевидно, связан с шахматами. По словам Blitz, шахматы помогают ему в капитанстве: «Для обоих игр требуется высокий IQ, так что шахматы дают мне преимущество в CS. Они помогают отточить мое стратегическое мышление и улучшить принятие решений в стрессовых ситуациях». Blitz также увлекается боксом и проводит параллели между ним и CS: «Благодаря боксерскому мышлению мы играем свободно и агрессивно, подлавливая соперников на ошибках». 

    Не менее интересна история снайпера Усухбаяра 910 Банзрагча. Его путь в про-сцену оказался очень стремительным. У него нет даже 4000 часов в CS, тогда как у топ-игроков этот показатель в среднем достигает 20 000. Для сравнения, даже у известного футболиста Неймара – около 11 000 часов в CS2. При этом 910 всего за несколько месяцев сумел ворваться на высокий уровень, хотя в CS-сообществе считают, что у него могут быть и другие аккаунты.

    Особняком стоит и Senzu, которого называют самым суеверным игроком. Перед каждой игрой он заправляет кровать, уверенный, что иначе команда проиграет. Его карьера могла завершиться раньше из-за скандала в NKT, где он проиграл на ставках скины (косметические элементы для оружия, торгующиеся за реальные деньги), которые Senzu одолжили товарищи по команде. Тогда он отрицал вину, но позже признался, и команда с ним рассталась. Позже он получил второй шанс уже в The Mongolz. Кроме того, в детстве у него было преимущество, которое недоступно многим детям в Монголии: мать-архитектор работала на мощном компьютере, к которому у сына всегда был доступ.

    Еще один игрок монголов, Techno4k, тоже связан с шахматами, хотя и менее успешно, чем Blitz. На турнирах по шахматам он выступал уже в 11 лет, а без CS, по его словам, наверняка стал бы шахматистом. Считается, что в The Mongolz только Techno4k владеет английским языком, так как только он дает интервью. Тем не менеевсе члены состава говорят на нем достаточно хорошо. Помимо CS, у него необычное хобби – российские сериалы. Больше года на его аватарке был герой Макс Лавров из «Кухни». Techno4k признавался, что «Кухня» – его любимый сериал, а Огузок (так шеф называл Макса) – самый смешной персонаж. По словам игрока, «Кухня» была очень популярна в Монголии и даже дублировалась на их язык. 

    «Кухню» смотрел и Mzinho, который даже здоровался со своими соперниками фразой «Привет, огузок». Отметим, что Mzinho в составе The Mongolz заменил своего старшего брата Bart4k – очень редкий случай для киберспорта, где чаще братья выступают вместе или по разные стороны баррикад.

    Наконец, тренер Maaraa остается связующим звеном коллектива. Он руководит командой более трех лет и именно он стоял за рискованными перестановками в составе, которые впоследствии привели к успеху. Его авторитет признают и за пределами коллектива: игрок российской команды Virtus.pro Fame называл его талисманом и ставил фото тренера на заставку. Примечательно, что он сначала выступал за The Mongolz как игрок (приводил команду к победе на IEM Taipei-2016), а позже стал тренером коллектива, ни разу не сотрудничав с другой организацией.

    В Монголии начался бум киберспорта

    Во время решающих стадий мэйджора и чемпионата мира матчи The Mongolz собирали десятки тысяч зрителей у экранов и на улицах. Команда, которая еще несколько лет назад была неизвестной даже в Азии, стала финалистом мирового уровня, закрепилась в элите и превратилась в национальный символ. В Монголии их называют героями, а победы The Mongolz рассматривают как лучшее достижение страны в командных видах спорта.

    «Прямо сейчас в нашей стране все сходят с ума, болеют за нас. Вся нация стоит за нами. Это очень почетно – быть национальной командой, когда вся страна за тебя болеет. Привезти кубок в Монголию очень много значит для нас. Думаю, это самое большое достижение для монголов, если речь о командных видах спорта. В индивидуальных есть дзюдо, где, думаю, достижений побольше», – говорил игрок Mzinho после выхода в финал.

    Эти слова подтвердились в начале июня в Улан-Баторе, когда более 10 000 человек вышли на центральную площадь, чтобы увидеть финал против французской Vitality на мэйджоре в Остине. Трансляции показывали в фан-зонах, ресторанах, спортивных залах, а в родном городе одного из игроков матч включили прямо на футбольном стадионе. Кроме того, в столице логотип команды подсветили на колесе обозрения.

    За играми The Mongolz наблюдал даже премьер-министр страны Гомбожавын Занданшатар. В феврале 2025 г. успех команды получил официальное признание: министр культуры, спорта, туризма и молодежи Номин Чинбат встретилась с игроками и объявила их национальной сборной Монголии. The Mongolz получили статус, равный олимпийцам: государственные зарплаты, упрощенные визы и поддержку в организации тренировок за границей. Министр лично подписалась на игроков в соцсетях и поздравляет их с победами.

    Феномен The Mongolz вышел далеко за рамки спорта. В центре Улан-Батора появилось граффити с портретами игроков, а рэпер Rokit Bay упомянул в своем хите Blaavgai игрока Senzu. Этот трек стал самым популярным на канале артиста.

    Историю команды сопровождают и необычные герои. 59-летняя Ариунзаят Юнрен, живущая в Окленде, называет себя главным фанатом The Mongolz. Она познакомилась с киберспортом в 2017 г., когда команда впервые выступала на IEM, а позже написала книгу «Киберспорт, зародившийся в подвале». Автор утверждает, что это первая работа о киберспорте на монгольском языке. В книге она простым языком объясняет основы индустрии и делится собственной историей. «Эта книга призвана развенчать распространенные мифы о киберспорте и видеоиграх», – отмечается в аннотации. Сегодня Ариунзаят возглавляет первое монгольское медиа о киберспорте, которое освещает не только CS, но и PUBG Mobile и MLBB.

    Команда также участвует в социальных проектах. Совместно с проектом Shambala2056 The Mongolz высадят 100 000 вязов в монгольских пустынях в дополнение к уже посаженным 66 000. В клубе подчеркивают, что деревья помогут снизить количество песчаных бурь и остановить деградацию почв, что является одной из главных экологических проблем Монголии. Сообщается, что посадки видны даже из космоса, а надпись «The Mongolz #1» из деревьев станет символом проекта.

    Победы The Mongolz изменили киберспортивный ландшафт в стране. В Монголии появились новые команды, быстро закрепившиеся в азиатском рейтинге. Среди них The Huns, которые уже участвовали на престижном турнире BLAST Lisbon-2025, а также ATOX и Chinggis Warriors, доходящие до финальных стадий квалификаций на топовые турниры. В Улан-Баторе The Mongolz называют «новыми воинами степей», подчеркивая, что киберспорт в Монголии стал частью национальной идентичности.