Депутаты предложили создать рабочую группу для доработки повышения утильсбора
По их мнению, мера может привести к обвалу рынка подержанных автомобилей и росту социальной напряженностиГруппа депутатов Госдумы во главе с представляющим регионы Дальнего Востока Алексеем Корниенко (КПРФ) направили запрос (есть в распоряжении «Ведомости. Страна») на имя премьер-министра РФ Михаила Мишустина с просьбой создать рабочую группу, которая сможет доработать изменения в постановление правительства № 1291 о повышении утилизационного сбора на отдельные виды транспортных средств. Авторы письма считают, что текущая версия документа уже вызвала социальную напряженность в Приморье.
Авторами запроса помимо Корниенко выступили депутаты от КПРФ – Нина Останина, Сергей Левченко, Мария Прусакова и Сергей Обухов. В тексте письма говорится, что документ вызвал серьезную озабоченность у экспертов и граждан. Против инициативы уже подано более 128 000 голосов, при этом только 674 человека ее поддержали. Особенно сильно пострадают регионы Дальнего Востока и Сибири, где жители традиционно пользуются импортными автомобилями, хорошо зарекомендовавшими себя в сложных климатических условиях, говорится в запросе.
Например, такие востребованные у многодетных семей модели, как Hyundai Palisade, Kia Sorento и Kia Carnival, с ноября 2025 г. подорожают на 2,9 млн руб., а с января 2026 г. – более чем на 3,5 млн руб., приводят расчеты депутаты. Размер утильсбора в таком случае превышает стоимость самого автомобиля с учетом таможенных платежей и доставки, что сделает его ввоз экономически нецелесообразным, считают депутаты. Кроме того, отмечается в запросе, альтернативны таким машинам у российских и китайских производителей нет.
Парламентарии попросили разъяснить цели, причины и процедуру обсуждения увеличения утилизационного сбора, указать участников консультаций и привлеченных экспертов отрасли. Кроме того, они требовали статистические сведения последних трех лет о количестве импортированных авто, таможенных платежах и уплаченных сборах, влияние прошлых корректировок на рынок, а также прогноз последствий очередного повышения для автопроизводителей, дилеров и покупателей.
Отдельно депутаты интересуются деталями организации утилизации: числом предприятий, занимающихся переработкой, фактическими показателями утилизации, обоснованием зависимости стоимости утилизации от мощности двигателя, информацией о выявленных серых схемах импорта и принятых мерах противодействия. Дополнительно парламентарии попросили оценить социальные риски возможного удорожания машин и рассмотреть сохранение пониженного сбора для многодетных семей.
В связи с этим депутаты предложили создать при Минпромторге России рабочую группу по доработке проекта нормативного правового акта с участием представителей правительства РФ, федеральных органов власти, Госдумы, Совета Федерации, субъектов РФ и экспертного сообщества. По их мнению, это позволит найти сбалансированное решение, учитывающее как интересы отечественных производителей, так и потребности граждан.
Президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин сообщил «Ведомости. Страна», что перспективы создания рабочей группы для решения проблемы утильсбора довольно низкие. Он отметил, что Минпромторг пока соглашается обсуждать только сроки введения нововведений, но не их размер.
«На рынок, в целом по физлицам, в этом году поступят где-то 550 000 автомобилей, примерно как в прошлом году. Из них 250 000 минимум имеют мощность больше 160 л. c. <...>. То есть 250 000 по сути выбывших авто – это колоссальные объемы, которые, безусловно, повлияют на баланс спроса и предложения», – считает Шапарин и добавляет, что дилеры могут пострадать из-за нового утильсбора, потому что не смогут реализовать автомобили по высоким ценам.
11 октября во Владивостоке прошел согласованный митинг против повышения утилизационного сбора. Участники собрали 680 подписей за сохранение действующей системы, при этом сбор подписей продолжается в онлайн-формате.
Минпромторг настаивает, что изменения не затронут большинство автовладельцев и не приведут к дефициту автомобилей. При этом 14 октября первый вице-премьер Денис Мантуров поручил ведомству предложить меры по отсрочке изменений на месяц, особенно для машин, находящихся на таможенной очистке или в транзите. В тот же день министр промышленности и торговли Антон Алиханов заявил, что Минпромторг планирует учесть сроки поставки и оплаты автомобилей, заказанных россиянами в разных странах, при введении отсрочки новых правил утилизационного сбора. 15 октября министр финансов Антон Силуанов во время пленарного заседания ГД спрогнозировал, что поступления в федеральный бюджет от утильсбора в 2025 г. снизятся на 440 млрд руб. и достигнут порядка 1,1 трлн руб.