Facebook призналась в снижении темпов роста накануне IPO

Социальная сеть, оценивающая себя перед размещением в $77 млрд, не слишком удачно отчиталась по итогам I квартала
AP

Прибыль, выручка и норма прибыли Facebook сократились в I квартале – несмотря на устойчивый рост числа пользователей. Объявление о результатах деятельности сделано всего за несколько недель до IPO социальной сети, для которого компания оценивает себя в $77 млрд.

Выручка компании в начале этого года сократилась почти на 7% по сравнению с IV кварталом 2011 г., составив $1,06 млрд. Годовые темпы роста также сократились, составив 45% по сравнению с I кварталом прошлого года; в IV квартале годовой рост был 55%, в III квартале – более 100%.

Чистая прибыль в I квартале составила $205 млн, что на 32% меньше, чем в предыдущем квартале, и на 12% меньше, чем годом ранее. Норма операционной прибыли упала до 36% с 53% в I квартале 2011 г.; даже если не учитывать издержки, связанные с акциями, которые использовались для вознаграждения сотрудников (год назад таких расходов практически не было), норма операционной прибыли составила 45%.

Финансовые показатели ухудшились, несмотря на стремительный рост пользователей: по итогам марта их было 901 млн, что на 33% больше, чем год назад. Более половины из них, 488 млн, заходят в сеть с мобильных телефонов, сообщила Facebook.

Падение выручки компания объяснила «сезонными трендами» в рекламном бизнесе: в начале года рекламодатели тратят меньше средств, чем перед новогодними праздниками. Кроме того, число пользователей быстро росло на тех рынках, где Facebook получает меньше дохода в расчете на одного пользователя. В I квартале компании действительно несколько снижают расходы на рекламу, однако у Google, например, выручка в I квартале не изменилась по сравнению с IV кварталом, отмечает в техноблоге Financial Times. Кроме того, в феврале Facebook радикально переделала рекламные форматы, поэтому рекламодатели могли взять паузу; однако остается неясным, как они в итоге к ним отнесутся. В будущем эффект сезонности может оказаться более ярковыраженным, говорится в отчетности Facebook.

«Мы считаем, что Facebook переживает переходный квартал, и ситуация может сохраниться и во II квартале, – говорит Дебра Уильямсон, аналитик eMarketer (цитата по FT). – Facebook сейчас предпринимает усилия, чтобы получать больше долларов от ведущих брендов-рекламодателей; недавно она ввела новые рекламные продукты, нацеленные на таких рекламодателей. Пока что мы вообще не видим, какое влияние это оказало”.

Ухудшение показателей прибыли связано со значительным ростом расходов – до $677 млн с $343 млн годом ранее, который объясняется масштабными инвестициями в инфраструктуру и наймом персонала. Штат компании за год вырос с 2431 до 3539 человек. Кроме того, в расходах были учтены издержки на акции, выданные в качестве вознаграждения.

"Мы наблюдаем замедление темпов роста [Facebook], а это всегда негативный фактор", – сказал The Wall Street Journal Луи Кернер, основатель Social Internet Fund, который инвестирует в социальные медиа, но не владеет акциями Facebook. Возможно, компании следует выделить средства на поглощения и другие крупные расходы сейчас, пока она еще является непубличной, говорит Питер Фэлви, основатель инвестбанка Falvey Partners; тогда после майского IPO она сможет продемонстрировать показатели выше ожидаемых.

В апреле Facebook сделала две крупных приобретения – купила у Microsoft 650 патентов за $550 млн и поглотила Instagram за $1 млрд (в этой сделке $300 млн выплачиваются деньгами, а остальное – 23 млн акций Facebook, каждая из которых оценена в $30,89).

Исходя из цены акции, рассчитанной для сделки с Instagram, Facebook оценивает себя в $77 млрд, рассказали FT несколько человек, близких к компании. Между тем ранее люди, знакомые с планами Facebook, оценивали ее рыночную капитализацию после IPO в $75-100 млрд.