Москва пересчитает стоимость договоров с операторами наружной рекламы

Из последующих платежей будет вычтена стоимость мест, на которых нельзя было временно устанавливать рекламу
Комиссией было принято решение приостановить начисление платежей по большинству мест, на которых операторы не смогли установить рекламные щиты/ Е. Егоров/ Ведомости

Московский департамент СМИ и рекламы планирует произвести пересчет стоимости договоров с операторами наружной рекламы, сообщили в департаменте.

Операторам обещают пересчитать стоимость договоров и вернуть деньги за те конструкции, которые были разыграны на аукционе, но фактически операторы их не смогли установить: место конструкции находилось либо на территории реконструкции транспортных развязок, либо на территории других строительных работ, говорится в сообщении департамента.

За последние два года московские чиновники разыграли 8806 мест под рекламу (проводилось два аукциона в 2013 г. и в 2014 г.). Согласно договорам, за 10 лет операторы наружной рекламы обязались выплатить в бюджет города почти 100 млрд руб. Это в шесть раз больше, чем город получил от операторов за прошлые 10 лет. Места разыгрывались в соответствии со схемой размещения рекламных конструкций, утвержденной правительством Москвы. Но уже через некоторое время операторы столкнулись с тем, что на некоторых местах они не могут установить конструкции, так как на их территории проводятся ремонтные работы, рассказывали «Ведомостям» участники рынка. Наиболее серьезно из-за этой ситуации пострадала компания «Никэ», с которой в начале 2015 г. департамент разорвал договор — компания не смогла произвести очередной платеж городу. Из 802 мест компания не смогла использовать около 206, рассказывал ранее «Ведомостям» генеральный директор «Никэ» Роман Дубинин. Щиты либо располагались слишком близко к проезжей части, либо рядом с ними проводились ремонтные работы, о чем компания предупреждала департамент, говорил он.

Проблему с некачественными местами обещал решить еще предыдущий глава департамента Владимир Черников, но называл ее преувеличенной. В разговоре с «Ведомостями» он уверял, что операторы не могут использовать только 150 мест из 8800 разыгранных на аукционе. По скольким местам сейчас существуют проблемы, в департаменте не уточнили. Речь идет о «небольшом количестве конструкций», говорит представитель департамента. «Неэксплуатация в связи с городскими случаями - она есть у всех и была в том числе и у бывших исполнителей договоров, - сказал "Ведомостям" представитель департамента. - Комиссией рассматривались средние форматы 3 на 6 (90%) на вылетных магистралях».

В мае 2015 г. распоряжением правительства Москвы была создана межведомственная комиссия по реализации договоров на право установки и эксплуатации рекламных конструкций. В августе комиссия рассмотрела более 50 обращений операторов, говорят в департаменте. «В ряде случаев распространители не смогли согласовать установку щитов по причине сложного расположения инженерных коммуникаций», - говорится в сообщении.

Комиссией было принято решение приостановить начисление платежей по большинству мест, на которых операторы не смогли установить рекламные щиты. Стоимость таких конструкций вычтут из платежей за последующие годы. «Рассматривается также возможность зачесть ранее выплаченные рекламораспространителями средства на эксплуатацию этих мест в счет будущих выплат», - говорится в сообщении.

Речь также идет о рекламных конструкциях в рамках программы «Моя улица», рассказали «Ведомостям» руководители нескольких операторов. Ко дню города в 2015 г. должны быть реконструированы около 44 улиц, переулков и проспектов в Москве. Планируется, что все электрические кабели уберут в специальные подземные коллекторы, будут расширены тротуары, создадут велодорожки, отремонтируют освещение, благоустроят скверы и дворы. Но во время проведения самой реконструкции большую часть рекламных щитов на улицах нужно демонтировать, и операторы несут убытки, так как лишаются возможности, хоть и на некоторое время, размещать рекламу в центре. «В рамках десятилетнего договора речь идет о небольших суммах, но для операторов в кризис это будет хоть и небольшой, но поддержкой», - говорит руководитель одного из операторов. Оценивать объем снижения затрат операторов собеседники «Ведомостей» не стали, уточнив лишь, что это небольшие суммы.

Изначально в рамках проекта «Моя улица» установка рекламных конструкций была в принципе не предусмотрена, рассказывают два источника на рынке. «Кроме того, планируется освободить улицы и фасады домов от избыточной рекламы», - говорилось в сообщении правительства Москвы в прошлом году. В открытых источниках проекты реконструкции этих улиц не опубликованы. Отказ от размещения операторами рекламы в центре Москвы сказался бы негативно на финансовом положении операторов. Реклама в центре стоит дороже, и операторы выигрывали на аукционах, в частности, и для того, чтобы иметь возможность размещать рекламу в центре Москвы. Операторы обратились к нынешнему главе департамента СМИ и рекламы Ивану Шубину с просьбой решить проблему с размещением рекламы в рамках проекта «Моя улица», рассказывают несколько участников рынка. Решение о том, что в центре города сохранится реклама, было принято заместителем мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петром Бирюковым несколько недель назад, знают два руководителя операторов. Представитель Бирюкова не стал комментировать ситуацию с рекламой.

Пресс-секретарь департамента СМИ и рекламы Артем Горохов не ответил, предусмотрены ли рекламные конструкции в новом дизайне улиц по программе «Моя улица». Он сказал «Ведомостям», что спорные вопросы в рамках программы с рекламой будут решаться. «Например, если на месте рекламной конструкции появилась велодорожка, будем находить решение», - говорит он.