Доходы от музыкального стриминга в России удвоились в 2016 году

Платными сервисами вроде Apple Music или «Яндекс.Музыка» пользуется уже больше миллиона россиян
Россия находится в тренде мирового музыкального рынка/ А. Гордеев/ Ведомости

Доходы звукозаписывающей индустрии в России выросли в 2016 г. на 13,5% до $63,1 млн (4,2 млрд руб.), следует из данных Международной федерации звукозаписывающей индустрии (IFPI), с которыми ознакомились «Ведомости». IFPI ориентировалась на курс доллара в 66,9 руб., этот показатель соответствует среднегодовому курсу ЦБ за 2016 г.

Основные изменения на оте­чест­венном музыкальном рынке произошли в сфере цифровой музыки (digital). В прошлом году ее продажи впервые заняли больше половины всего рынка страны – их доля составила 56%, или $35,5 млн. Годом ранее было 45%.

Доля продажи музыки на физических носителях составила 16% ($10,2 млн), доля выплат за использование музыки со стороны вещателей и от публичных мероприятий – 27% ($16,8 млн), доля выплат за музыку, которая используется в рекламе и играх, составила 1% ($0,6 млн). Продажи во всех сегментах, кроме цифрового, в прошлом году снижались (см. график).

Россия находится в тренде мирового музыкального рынка: самым растущим сегментом в 2016 г. оказался стриминг (потоковое проигрывание музыки через онлайн-сервисы вроде Apple Music и Spotify). Если весь сегмент digital вырос на 29%, то доходы от стриминга более чем удвоились – с $10,37 млн в 2015 г. до $23,67 млн в 2016 г. Из этих денег $12,7 млн пришлось на стриминговые сервисы, работающие по подписке, $8,9 млн – сервисы, позволяющие слушать музыку за рекламу, $2,1 млн – сервисы видеостриминга. За год платная подписка выросла в 2,6 раза.

В России работают десятки стриминговых онлайн-сервисов. Самые крупные из них – Apple Music, «Яндекс.Музыка», Google Play Music, говорят источники в западных звукозаписывающих компаниях. В мире лидер рынка стриминга – шведская Spotify, но в России эта компания пока не работает. Spotify планировала выйти в Россию в 2015 г., но передумала из-за политических рисков, связанных с экономическим кризисом и войной на Украине. Сейчас компания вновь обсуждает возможность выхода на российский рынок, говорят собеседники «Ведомостей».

По словам одного из собеседников, у лидера рынка – Apple Music – в России уже более 600 000 подписчиков, у Google Play Music – около 100 000 подписчиков. У «Яндекс.Музыки» более 250 000 платных подписчиков, но с учетом СНГ, сообщала ранее компания. Всего в стране уже больше 1 млн платных подписчиков музыкальных сервисов, говорит собеседник «Ведомостей» в звукозаписывающей компании. Представители Apple и Google это не комментируют.

Стриминг в России растет не первый год, говорит руководитель сервиса «Яндекс.Музыка» Андрей Гевак. При этом «Яндекс.Музыка», по его словам, растет еще быстрее – в 2016 г. число платных подписчиков сервиса iOs и Android (без учета партнерств с операторами) увеличилось больше чем втрое.

На музыкальном рынке (и в мире, и в России) произошел качественный скачок – индустрия звукозаписи начала расти благодаря стримингу, говорит гендиректор Warner Music Russia Александр Блинов. Люди начали активно пользоваться этими сервисами и платить за них, потому что пиратские ресурсы уже не могут конкурировать с легальным стримингом ни по качеству, ни по объему каталогов. В текущем году этот рынок в России ожидает еще больший рост, связанный с развитием существующих сервисов и появлением новых, считает Блинов. Росту будет способствовать в первую очередь монетизация ресурсов Mail.ru Group – прежде всего «В контакте», добавляет топ-менеджер звукозаписывающей компании.