Среди 500 самых мощных суперкомпьютеров мира осталось лишь три российских

Суперкомпьютеры США впервые за 20 лет не вошли в тройку
В России регулярно появляются новые суперкомпьютеры, но их мощности недостаточно для попадания в рейтинг/ Евгений Биятов / РИА Новости

В России регулярно появляются новые суперкомпьютеры, но их мощности недостаточно для попадания в рейтинг, поскольку в мире вычислительные ресурсы создаются еще быстрее, рассказывает директор по науке IT-кластера «Сколково» Николай Суетин. Несмотря на это, в России ощущается дефицит суперкомпьютерных ресурсов, отмечает он. Но массово инвестировать в суперкомпьютеры под силу только государству, ведь они не только дороги, но и потребляют много электричества, говорит Суетин. По его словам, во всем мире это инициатива государства – оснастить собственную науку и промышленность наиболее мощными инструментами.

В свежий рейтинг самых мощных суперкомпьютеров мира Top500 вошли лишь три российские машины против пяти в прошлогоднем ноябрьском рейтинге. Год назад (рейтинг выходит в ноябре и июне) их было семь.

Суперкомпьютеры используются для удешевления и ускорения разработок и исследований – например, авиационных двигателей или лекарств, сокращая количество необходимых для разработки дорогостоящих опытных образцов.

Уже год, с июня 2016 г., среди сотни мощнейших машин мира лишь одна российская – разработанный компанией «Т-платформы» суперкомпьютер МГУ «Ломоносов-2». Его производительность – 2,1 петафлопса (flops – число операций с плавающей точкой в секунду). Вторая по мощности российская машина также разработана «Т-платформами». Это первый «Ломоносов» мощностью 0,9 петафлопса, он занимает 164-ю позицию. Впервые он появился в рейтинге в июне 2011 г., заняв 13-ю позицию. Третья российская машина в рейтинге – находящийся на 298-м месте суперкомпьютер Санкт-Петербургского политехнического университета разработки компании РСК мощностью 0,66 петафлопса.

Суперкомпьютерной отрасли всегда была свойственна цикличность, рассказывает представитель «Т-платформ» Елена Чуракова. Обычно примерно раз в 3–4 года в стране строится сразу несколько крупных систем, и ее доля в списке резко возрастает. Например, явные всплески наблюдались в 2011–2012 гг. и 2015–2016 гг. у Германии, Китая и Японии, рассуждает Чуракова. Затем часть систем выходит из списка за счет появления в нем новых машин из других стран.

Очередной рост количества российских систем в списке может произойти уже в конце года, обещает Чуракова. Она приводит в пример строящийся суперкомпьютер Росгидромета, производительность которого сейчас соответствует второй сотне списка. Также планируются суперкомпьютеры для Солнечногорского приборного завода (в районе 80-го места) и обновление суперкомпьютера «Ломоносов-2», знает Чуракова.

Нынешний рейтинг – лишь второй за 24 года существования Top500, когда американские суперкомпьютеры не вошли в первую тройку самых мощных машин мира. Как и в прошлом рейтинге, первенство принадлежит двум китайским компьютерам – Sunway TaihuLight (93 петафлопса; удерживает первую позицию с июня 2016 г.) и Tianhe-2 (33,8 петафлопса; с июня 2013 г. по ноябрь 2015 г. был мощнейшей машиной мира). Но если в ноябре на третьей позиции был Titan из США (17,6 петафлопса), то сейчас он уступил швейцарскому Piz Daint мощностью 19,6 петафлопса.

До этого американских суперкомпьютеров не было в тройке лидеров лишь однажды, в 1996 г., когда первые три места были у японских суперкомпьютеров.

В июне 2016 г. Китай впервые обогнал США по числу суперкомпьютеров в рейтинге Top500 – их оказалось 167 против 165 американских. Сейчас США отыграли позиции: им принадлежит 169 суперкомпьютеров, тогда как у Китая – 160 систем. В ноябре 2016 г. у этих стран был паритет – по 171 суперкомпьютеру.