AliExpress наняла инженеров «Яндекса» для улучшения поиска

Они научат площадку понимать по-русски
AliExpress сегодня – это миллионы разных товаров, навигация по которым осуществляется в первую очередь поиском, а не через каталог, рассказывает партнер DataInsight/ Anthony Kwan / Bloomberg

Один из крупнейших интернет-торговцев мира – китайская AliExpress хочет научить свои сервисы русскому языку. Компания наняла четырех инженеров из «Яндекса» для улучшения качества поиска и лингвистики, сообщил «Ведомостям» представитель AliExpress Антон Пантелеев. По его словам, у компании сейчас нет локализованного для России поискового движка и команде выходцев из «Яндекса» предстоит научить поисковик выдавать внятные результаты и ранжировать выдачу. В «Яндексе» они отвечали за аналогичное направление, отметил Пантелеев. Сейчас развитием русскоязычного поиска в компании занимается чуть больше 10 человек.

Опасный эксперимент

В III квартале 2017 г. выручка «Яндекс.Маркета» упала впервые за все время, что холдинг раскрывает его доход. Показатель снизился на 12% до 1,06 млрд руб. Причина в том, что площадка проводит эксперименты, которые позволят привлечь больше покупателей в магазины, объяснял представитель «Яндекса».

Сегодня поиск AliExpress не учитывает русскую морфологию, поэтому названия товаров могут быть некорректно переведены с других языков. Компания хочет, чтобы новый поиск правильно подбирал синонимы, исправлял ошибки, мог подсказывать пользователю, упорядочивать и персонализировать поиск, перечисляет Пантелеев. Поисковик будет работать как для AliExpress, которая доставляет из-за границы товары китайских производителей, так и для Tmall, где продаются глобальные бренды.

У «Яндекса» есть собственная площадка электронной коммерции – «Яндекс.Маркет». В августе поисковик договорился со Сбербанком создать СП на базе «Яндекс.Маркета» для развития экосистемы электронной коммерции, сообщали партнеры. Предполагалось, что Сбербанк вложит в «Яндекс.Маркет» 30 млрд руб., а стороны получат равные доли в СП. Но Сбербанк обсуждал такое СП и с Alibaba Group, писал в начале 2017 г. «Коммерсантъ».

AliExpress сегодня – это миллионы разных товаров, навигация по которым осуществляется в первую очередь поиском, а не через каталог, рассказывает партнер DataInsight (аналитическое агентство, специализирующееся на рынке электронной коммерции) Федор Вирин. И поиск является конкурентным преимуществом, которого сегодня у AliExpress нет, уверен он. При этом нужно учитывать, что после вывода на российский рынок Tmall Alibaba устремится в нишу более дорогих товаров – ту, где сегодня в большей степени представлены российские интернет-магазины и «Яндекс», поиск у которых сейчас существенно лучше.

Поиск «Яндекс.Маркета» учитывает множество факторов и предугадывает именно те товары, которые пользователь с большой вероятностью купит, уверяет представитель «Яндекса». Торговая площадка «Юла» (входит в состав холдинга Mail.ru Group) сперва пользовалась поисковиком Elasticsearch, но решила перейти на поисковик от материнского холдинга, что улучшило работу сервиса: например, «Юла» смогла ранжировать товары в ленте на основе персональных рекомендаций, рассказывает представитель «Юлы».