Иностранцы принесли российскому кино 17% сборов

Больше всех заработал за рубежом комикс «Защитники»
Самую большую зарубежную кассу собрали «Защитники» (на фото кадр из фильма)/ Enjoy Movies

В 2017 г. российские фильмы вне России посмотрело 10,7 млн зрителей, сборы достигли $44,3 млн, посчитал государственный Фонд кино. Это первая совокупная статистика зарубежной кассы отечественного кино. Прежде аналитические компании и профильные СМИ публиковали данные о сборах отдельных картин за рубежом или в отдельных странах.

Фонд кино собрал данные по прокату российских фильмов в 2017 г. в 48 странах, сообщил руководитель аналитического департамента фонда Федор Соснов. Жители России в 2017 г. потратили на билеты в кинотеатры 53,8 млрд руб., из них 13 млрд руб., или $222,6 млн, – на российское кино, по данным журнала «Бюллетень кинопрокатчика». Внутри страны российское кино посмотрело 54,7 млн зрителей. Получается, прокат за пределами родины дал российскому кино 17% кассы и зрителей.

Внимание иностранного зрителя пытается привлечь каждая вторая картина из России, по данным Фонда кино и «Бюллетеня кинопрокатчика»: в 2017 г. российские кинотеатры показали 130 отечественных фильмов, иностранные кинотеатры – 62. В 2017 г. международные сборы российского кино уменьшились в сравнении с 2016 г. ($47,8 млн), а аудитория выросла (в 2016 г. – 9,3 млн зрителей).

Государство через Фонд кино финансирует производство и прокат подавляющего большинства отечественных фильмов. Правительство определяет эффективность фонда через долю российского кино в прокате: оно должно отбивать зрителей у голливудских картин. В 2017 г. доля русского кино впервые за 10 лет превысила 25%.

С этого года у Фонда кино появился новый показатель эффективности российского кино – число зарубежных зрителей, и фонд собрал иностранную статистику. Иностранная аудитория важна чиновникам, поскольку, во-первых, это глобальное продвижение российской культуры и ценностей, объяснял исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев, а во-вторых, так у российской киноиндустрии будет более сбалансированная экономическая модель: небольшое число картин окупается только за счет внутреннего проката – такова мировая практика.

По оценке фонда, затраты на производство окупает около 7% отечественных картин. Чтобы окупалось больше, фильмам необходимо собирать кассу за пределами России, резюмировал чиновник.

Продюсер Александр Роднянский (его фильм «Нелюбовь» номинирован на «Оскара») говорил, что качественному авторскому кино международный прокат может приносить до 90%, а в среднем российское кино может получать за пределами России 30–40% кассы.

Самый кассовый отечественный фильм в международном прокате 2017 г. – «Защитники» – собрал за рубежом в 1,5 раза больше, чем в России: $7,1 млн против $4,5 млн. Второй по международной кассе фильм ужасов «Невеста» также собрал в России заметно меньше, чем за границей. Закрывает тройку лидеров мультфильм «Снежная королева – 2: Перезаморозка», у которого российская и международная касса примерно равны.

Продюсер «Защитников» Гевонд Андреасян говорит, что такая популярность фильма за пределами России стала для его создателей неожиданностью: «Ориентировались мы [в зарубежном прокате] на кассу, в несколько раз меньшую». Андреасян уверен, что международные сборы российского кино будут расти: «У нас большая национальная киноиндустрия, в определенных нишах – к примеру, как сейчас, в хоррорах – мы совершенно конкурентоспособны и интересны иностранным зрителям, а соответственно, международным прокатчикам». Другое дело, рассуждает Андреасян, что пока российские продюсеры на международных рынках действуют методом тыка – контролировать прокат фильма на другом краю земли крайне сложно, поэтому продюсеры регулярно сталкиваются с недобросовестными партнерами, ложными отчетами о сборах, невыплатами и т. д.