«Яндекс» перестал делиться с Mediascope данными о своей аудитории

В Mediascope считают это нарушением неформального индустриального договора
Максим Стулов / Ведомости

Крупнейшая интернет-компания в России – «Яндекс» – отказалась передавать данные о своей аудитории исследовательской компании Mediascope, заявил на конференции Digital brand day гендиректор Mediascope Руслан Тагиев. По его словам, с начала года «Яндекс» больше не давал доступ Mediascope к данным показа рекламы на своих площадках, а в середине марта снял все счетчики Mediascope. Хотя у «Яндекса» было полное право отказаться от услуг Mediascope, это полное нарушение индустриального договора, уверен Тагиев.

«Яндекс» теперь старается меньше использовать внешние счетчики, объясняет представитель компании. Это часть программы по повышению стандартов безопасности в области работы с данными пользователей, говорит он. «Мы считаем крайне важной защиту данных пользователей», – указывает он и ссылается на претензии к Facebook, которые возникли из-за утечек данных. Также представитель «Яндекса» обратил внимание, что эта компания специализируется, прежде всего, на размещении так называемой perfomance-рекламы, где рекламодатель ориентируется на конкретный результат – переход на сайт компании, звонок потенциального клиента, покупка товара или услуги и т. д. Поэтому рекламодатели «Яндекса» четко понимают без дополнительных данных, насколько эффективно то или иное размещение, говорит он. По его словам, это отличается от имиджевой, медийной рекламы, которая размешается на телевидении и для которой прежде всего важен охват аудитории, ее измерение и сопоставление с другими площадками.

Тагиев категорически возражает: «Яндекс» никогда прежде не высказывал формальных или неформальных претензий к Mediascope по хранению и использованию данных пользователей».

Данные Mediascope долгие годы признаются в России как стандарт для ТВ-индустрии и для интернет-индустрии. При размещении рекламы на ТВ рекламодатели полностью опираются на данные Mediascope. Для размещения рекламы в сети используются данные самих площадок, счетчиков «Яндекса» и Google и собственно данные Mediascope. Крупные рекламодатели используют данные Mediascope по интернет-площадкам, чтобы сопоставить данные об аудитории рекламных кампаний в сети и в телеэфире. Также Mediascope предоставляет рекламодателям услуги по мониторингу выхода рекламы как в эфире, так и в интернете. Наконец, только данные Mediascope по крупнейшим сайтам рунета размещались в публичном доступе и были открыты для анализа всей индустрией.

Осенью 2018 г. «Яндекс» запустил собственную систему измерений всех сайтов рунета «Яндекс.Радар». Как объяснял «Яндекс», рунету не хватает корректных данных по аудиториям различных площадок и для сравнения пользователей, например по полу, возрасту и интересам. Собеседники «Ведомостей» тогда говорили, что «топ сайтов» от «Яндекса» станет альтернативой отчетам Mediascope.

В своем рейтинге «Яндекс» учитывает 10 000 сайтов, которые можно фильтровать по типу и тематике – например, чтобы посмотреть список самых популярных у россиян магазинов или новостных сайтов. Измеряет аудиторию сайтов «Яндекс», используя обезличенные данные своих сервисов: «Яндекс.Браузера», «Элементов Яндекса», «Метрики» и т. д. Доля «Яндекс.Браузера» в России составляет 25%, по данным самого «Яндекса».