Как фейки и боты портят жизнь бизнесу

Популярные онлайн-сервисы приносят компаниям не только пользу, но и создают проблемы
1000 "прослушиваний" песен на потоковом сервисе Spotify можно приобрести у мошенников за $6/ Spotify

Интернет открывает новые возможности перед бизнесом. Появление Spotify и других потоковых сервисов увеличило доходы звукозаписывающих компаний, страдавших от пиратства, а интернет-пользователям легко найти на Google Maps находящихся поблизости специалистов, провайдеров услуг, магазины и другие компании. Но выгоду ищут и недобросовестные люди. В результате у компаний возникают проблемы. Так, боты влияют на популярность песен и доходы от роялти, а Google в результатах поиска выдает фейковые адреса.

Купить популярность

Потоковые (стриминговые) сервисы платят правообладателям роялти за каждое прослушивание песни. В их плейлисты с популярными песнями стремятся попасть артисты. Стриминговый бум привел к появлению подпольной отрасли, предлагающей музыкантам и звукозаписывающим компаниям шанс добиться успеха за определенную плату, пишет Financial Times. На поисковый запрос «buy Spotify streams» (купить прослушивания на Spotify) Google выдаст 124 млн результатов. Например, на сайте spotistar.com можно приобрести 1000 прослушиваний за $6.

Точных данных об использовании ботов для накрутки прослушиваний нет, но участники музыкальной отрасли называют эту проблему распространенной, пишет FT. По оценкам основателя Hopeless Records Луиса Поузена, на ботов приходится 3–4% всех прослушиваний, что обходится отрасли в $300 млн в год. «Многие менеджеры звукозаписывающих компаний прибегают к таким вещам, пытаясь помочь своим артистам в начале карьеры или выбиться в лидеры, – рассказал изданию один из участников отрасли. – Некоторые лейблы относят это к маркетинговым расходам».

Юрист Джордан Бромли, представляющий группу The Eagles и других артистов, считает манипулирование числом прослушиваний мошенничеством. Однако добиться возмещения ущерба в суде сложно, поскольку нет данных о числе накруток и невозможно оценить финансовые потери, отмечает он.

Самый популярный потоковый сервис Spotify, у которого к концу I квартала было 217 млн пользователей, обещал бороться с ботами. Но предупредил, что его возможности выявлять такие аккаунты ограничены. Чтобы все-таки решить эту проблему, 21 участник отрасли, включая Spotify, Amazon, Universal Music Group, Warner Music и Sony Music, в июне подписал кодекс с рекомендациями по борьбе с ботами.

Фейковые сервисы

На долю Google приходится более 90% поисковых запросов в мире, а карты Google Maps в последние годы стали популярны при поиске находящихся поблизости специалистов, например сантехников или юристов, пишет The Wall Street Journal. Но даже алгоритмы Google не могут помешать появлению многочисленных ложных адресов и контактных данных. От этого страдают пользователи и настоящие компании, которых в итоге не замечают люди. При этом сам Google зарабатывает, ведь компании платят ему за то, чтобы их реклама оказывалась рядом с первыми результатами поиска.

Ложные объявления может давать компания, которая хочет через них направить к себе поток клиентов; для этого она создает на онлайн-картах фейковые офисы с номерами телефонов, звонки по которым ведут к ней. Либо она указывает собственные телефонные номера под видом объявлений конкурентов. Ежемесячно на Google Maps появляются сотни тысяч фейковых объявлений, отмечают специалисты. А всего на сервисе сейчас можно обнаружить около 11 млн таких объявлений, выяснила WSJ, пообщавшись с экспертами.

Google не стал предоставлять собственные данные. Но утверждает, что в прошлом году удалил более 3 млн фейковых адресов и что во многих случаях ему удается выявить мошенников до появления объявлений. Хотя репортеры WSJ провели расследование и выяснили, что зачастую фейковых адресов больше, чем настоящих. Например, из 10 адресов юристов по медицинским спорам в городе Маунтин-Вью, где находится штаб-квартира Google, только один офис оказался реальным. Или из 20 первых результатов поиска по слову «сантехник» в Нью-Йорке 13 адресов оказались неверными. Из этих 20 лишь две фирмы действительно находились по указанному адресу и принимали там клиентов, хотя это одно из требований для отображения объявления на Google Maps.

В некоторых случаях владельцы бизнеса рискуют стать жертвами злоумышленников, пишет WSJ. Так, Анас Абухазим из Чикаго выкупает старые автомобили и продает их на запчасти. В прошлом году некая маркетинговая фирма позвонила ему и предложила поднять его компанию в результатах поиска на Google Maps, если он заплатит десятки тысяч долларов. Абухазим согласился, но в марте фирма сказала, чтобы он начал платить ей половину своей выручки, иначе она создаст сотни фейковых конкурентов и клиенты не увидят его объявление. Он отказался, и вскоре на Google Maps рядом с ним действительно появилось много ложных объявлений. Абухазим пытался сообщить Google о проблеме, но его постоянно связывали с колл-центром за рубежом. «[Операторы] относились ко мне, словно я дурак», – говорит он. В результате Абухазим лишился половины обращений и, по его словам, готов закрыть бизнес, но Google убрал некоторые объявления после того, как WSJ рассказала ему об этой ситуации.

Как мошенники обманывают Google

Перед размещением объявления Google обычно проверяет фирмы, звоня им или отправляя на электронную почту цифровой код, который затем нужно указать на его сайте. Компания «ведет гонку вооружений с чрезвычайно мотивированной группой мошенников, которые постоянно пытаются взломать нашу защиту», утверждает директор Google Maps Итан Расселл.

С одним из таких мошенников, Марком Лакенбо, пообщалась WSJ. По его словам, 11 его сотрудников в штате Пенсильвания «в основном» помогают клиентам поднять их объявления в результатах поиска Google. Но у него есть и вторая команда из 25 человек на Филиппинах, которая может размещать на Google Maps до 3800 фейковых объявлений в день. За каждое такое объявление он берет с заказчиков, которые таким образом хотят увеличить поток клиентов, $99 или до $8599 – сразу за 100 объявлений.

Обойти систему верификации Google несложно, утверждает Лакенбо. Его сотрудники выбирают реальные адреса, придумывают наиболее соответствующие запросам названия и покупают доступные телефонные номера, чтобы прикрепить их к объявлениям. Когда Google автоматически звонит по этим номерам, сотрудники Лакенбо получают код и активируют объявление. «Я в курсе, что Google [знает об этом методе], – отметил он. – [Такой способ] оставляет следы, но [Google] позволяет его использовать».

Представитель Google заявила, что компания ведет расследование по поводу деятельности Лакенбо. Десятки тысяч объявлений с тех пор уже исчезли, признал он.