МТС может остаться на Нью-Йоркской бирже

И готовится на 5% сократить розничную сеть до конца года
Евгений Разумный / Ведомости

МТС продолжает рассматривать все варианты листинга, включая сохранение текущей структуры, заявил президент МТС Алексей Корня: менеджмент почти завершил консультации с акционерами, ведет внутренние обсуждения и даст рекомендации совету директоров в ближайшие два месяца.

С учетом косвенного владения МТС принадлежит АФК «Система» на 55,64%. Чуть менее 37% капитала МТС представлено ADR (торгуются на Нью-Йоркской бирже) и около 8% – обыкновенными акциями (Московская биржа).

В феврале 2019 г. МТС сообщила, что обсудит с инвесторами значимость листинга на Нью-Йоркской бирже и распределение акций в свободном обращении. «Листинг в Нью-Йорке не дает сейчас каких-то дополнительных преимуществ с точки зрения капитализации нашего телекомактива», – объяснял президент АФК «Система» Андрей Дубовсков в интервью «Ведомостям» в мае 2019 г. В июле аналитики (сообщал «Интерфакс») писали, что среди альтернатив обсуждался и выход на Лондонскую биржу. Тогда компания указывала, что МТС видит стратегические преимущества в увеличении оборота торгов акциями на Московской бирже. А в конце июля в интервью «Ведомостям» Корня отмечал, что главное – в намерении компании сохранить публичный статус.

Однако аналитики скептичны и называют обновленное заявление МТС «техническим комментарием» – вряд ли оно свидетельствует, что компания уже определилась и прямо намекает на одно из решений, уверяют старший аналитик BCS Global Markets Мария Суханова и аналитик «Ренессанс капитала» Александр Венгранович.

Пока же МТС закроет 300 розничных салонов до конца 2019 г., анонсировала первый вице-президент оператора по телекомбизнесу Инесса Галактионова: это около 5%, сейчас у МТС около 5880 салонов, включая работающие по франшизе. У «Мегафона» около 4000 салонов (вместе с франшизой), у «Вымпелкома» – 3000 своих и 1700 по франшизе, у Tele2 – 3400 (все по франшизе).

«Обычно за лидером такие действия [как сокращение розницы] предпринимают и другие <...> Мы видим все предпосылки для всех игроков на рынке оптимизировать розничный формат и количество точек и думаем, что индустрия пойдет в этом направлении», – прогнозирует Галактионова. Планы на 2020 г. она не обнародовала, а представитель оператора раскрыть их отказался.

Корня в июле говорил об избыточности розницы и обещал сократить ее в среднесрочной перспективе: клиенты уходят в онлайн и реже покупают телефоны.

В июле 2019 г. – после четырехлетнего перерыва – МТС возобновила сотрудничество со «Связным»: объединенная компания «Связной-Евросеть» стала продавать контракты МТС более чем в 5000 магазинов по всей России. Это тоже способствует сокращению собственной розницы МТС, признала Галактионова. На решение МТС сократить розницу мог среди прочего повлиять и прирост числа пользователей мобильного приложения – оно снимает сервисную нагрузку с розницы, переводит ее в онлайн, думает Венгранович.

С избыточностью розницы согласились и представители «Мегафона» и «Вымпелкома». «Мегафон» поддержит любые изменения, которые будут улучшать экономические показатели розничной сети. В начале августа «Мегафон» обещал потратить на обновление своих салонов 2 млрд руб. за несколько лет, о закрытии салонов речи тогда не шло. Представитель «Вымпелкома» отметил важность не просто декларировать намерения, но и действительно сокращать розницу. Tele2 не планирует сокращать розничную сеть, заявил ее представитель.

Заявление о сокращении розницы выглядит как приглашение конкурентов к диалогу, как символический шаг, рассуждает Суханова, и если они проявят солидарность, то может быть несколько волн сокращения. Последовать за сокращением розницы МТС может скорее «Мегафон», чем «Вымпелком», предупреждает Венгранович. Последнему в условиях оттока абонентов нужно поддерживать и восполнять базу всеми возможными ресурсами, уверен он.

Если МТС действительно проведет сокращение, но ее примеру никто не последует, то оператор вряд ли понесет существенный урон, потому что салонов под оптимизацию предполагается не так много, а при необходимости сможет быстро вернуться к прежнему размеру розничной сети, уверена Суханова.

МТС стала последним оператором большой четверки, отчитавшимся за II квартал 2019 г. Разная динамика выручки операторов сложилась именно за счет разницы в ведении основного бизнеса, уверен Венгранович. Более существенны не общерыночные факторы, а успешность каждого оператора в конкурентной борьбе, солидарна с ним Суханова.