Телекомхолдинг Veon переориентирует стратегию на инвестиции в технологии и ноу-хау

Но из-за нее инвесторы могут недосчитаться дивидендов
Veon, материнский холдинг российского «Вымпелкома», заявил, что меняет стратегию и дивидендную политику/ Veon

Veon, материнский холдинг российского «Вымпелкома», заявил, что меняет стратегию и дивидендную политику.

Veon сообщил, что теперь фокусируется на трех основных направлениях: базовые услуги мобильной и фиксированной связи, новые услуги на базе технологий, включая большие данные и искусственный интеллект, и некие «будущие активы», которые будут искать и развивать ноу-хау и технологии для будущего роста компании в смежных направлениях (каких именно, компания не говорит).

Услуги связи останутся основными, уверяет холдинг, бизнес должен расти за счет доходов от двух новых направлений. Veon намерен балансировать между вложениями в инфраструктуру, инвестициями в новые направления и достаточными для акционеров дивидендами, обещает холдинг. Нужна финансовая гибкость, поэтому, пишет Veon, и меняется дивидендная политика – она будет привязана к свободному денежному потоку (FCF).

С 2020 финансового года холдинг намерен платить дивиденды в размере не менее 50% FCF (после получения всех лицензий) за предыдущий год, сообщает Veon.

Чтобы обеспечить свободу инвестиций, оператор и изменил дивидендную политику, но есть вероятность, что, если компания действительно будет много вкладывать и в инфраструктуру, и в технологии, на дивиденды останется меньше, чем акционеры получают сейчас, прогнозирует аналитик «Ренессанс капитала» Александр Венгранович. Новые инвестиции могут плохо сказаться на дивидендах, солидарны аналитики «ВТБ капитала». А аналитики BCS Global Markets после изменения дивидендной политики Veon убрали его бумаги из своей дивидендной корзины – набора бумаг разных компаний, которые рекомендуется покупать инвесторам как самые высокодоходные.

47,9% Veon принадлежит LetterOne Михаила Фридмана и партнеров, 8,9% – у норвежской Telenor, 8,3% – у голландской Stichting Administratiekantoor Mobile Telecommunications Investor. 34,9% акций (включая казначейские) – в свободном обращении – на NASDAQ и Euronext (Амстердам).

Константин Белов
аналитик «Уралсиба»

«Veon запустил собственное мобильное приложение с мессенджером в июле 2017 г., а уже в начале 2019 г. закрыл проект. Проект требовал инвестиций примерно по $100 млн в год в течение нескольких лет, говорил возглавлявший тогда Veon Жан-Ив Шарлье (на фото). Мессенджер Veon должен был стать аналогом китайского WeChat. Veon хотел сделать нечто универсальное для обеспечения если не доходов, то лояльности клиентов, однако осуществить задумку не удалось»

В момент сообщения о новой стратегии торгов не было ни на одной из бирж. В первый час торгов на Euronext бумага Veon подорожала на 7% в сравнении с закрытием торгов в понедельник и стоила 2,44 евро, но стала падать и к 17.35 мск стоила дешевле, чем накануне.

На предварительных торгах на NASDAQ рост бумаги Veon составил 0,8% к закрытию пятницы, затем она тоже стала стоить немного дешевле, чем в пятницу.

Все операторы стремятся диверсифицировать бизнес и найти выгодные направления бизнеса – заработать на основных услугах связи становится все труднее, объясняет Венгранович, стратегия Veon вполне соответствует рыночным настроениям и похожим стратегиям конкурентов. Венгранович напоминает, как Veon пытался создать мессенджер, но проект не состоялся и закрылся, приходится искать новые ноу-хау. Это уже вторая «цифровая» стратегия Veon, подтверждают и аналитики «ВТБ капитала», теперь компании потребуется много времени и усилий, чтобы убедить инвесторов в перспективности новой попытки.

Вероятно, как и другие операторы, Veon будет развивать финтех и больше работать с контентом в партнерствах с OTT-платформами, предполагает Венгранович.

На российском рынке Veon в первую очередь стремится укрепить позиции «Вымпелкома» в телекомбизнесе. Для этого оператору предстоит дальше уплотнять сеть и совершенствовать качество связи, особенно четвертого поколения, и лучше таргетировать предложение, чтобы растить NPS – индекс лояльности клиентов бренду.

Во II квартале 2019 г. «Вымпелком» стал единственной компанией из российской большой четверки, которой не удалось нарастить квартальную выручку – она осталась неизменной, 72,6 млрд руб.

Представитель Veon на запрос не ответил.