Телекомхолдинг Veon переориентирует стратегию на инвестиции в технологии и ноу-хау

Но из-за нее инвесторы могут недосчитаться дивидендов
Veon, материнский холдинг российского «Вымпелкома», заявил, что меняет стратегию и дивидендную политику /Veon

Veon, материнский холдинг российского «Вымпелкома», заявил, что меняет стратегию и дивидендную политику.

Veon сообщил, что теперь фокусируется на трех основных направлениях: базовые услуги мобильной и фиксированной связи, новые услуги на базе технологий, включая большие данные и искусственный интеллект, и некие «будущие активы», которые будут искать и развивать ноу-хау и технологии для будущего роста компании в смежных направлениях (каких именно, компания не говорит).

Услуги связи останутся основными, уверяет холдинг, бизнес должен расти за счет доходов от двух новых направлений. Veon намерен балансировать между вложениями в инфраструктуру, инвестициями в новые направления и достаточными для акционеров дивидендами, обещает холдинг. Нужна финансовая гибкость, поэтому, пишет Veon, и меняется дивидендная политика – она будет привязана к свободному денежному потоку (FCF).

С 2020 финансового года холдинг намерен платить дивиденды в размере не менее 50% FCF (после получения всех лицензий) за предыдущий год, сообщает Veon.

Чтобы обеспечить свободу инвестиций, оператор и изменил дивидендную политику, но есть вероятность, что, если компания действительно будет много вкладывать и в инфраструктуру, и в технологии, на дивиденды останется меньше, чем акционеры получают сейчас, прогнозирует аналитик «Ренессанс капитала» Александр Венгранович. Новые инвестиции могут плохо сказаться на дивидендах, солидарны аналитики «ВТБ капитала». А аналитики BCS Global Markets после изменения дивидендной политики Veon убрали его бумаги из своей дивидендной корзины – набора бумаг разных компаний, которые рекомендуется покупать инвесторам как самые высокодоходные.

47,9% Veon принадлежит LetterOne Михаила Фридмана и партнеров, 8,9% – у норвежской Telenor, 8,3% – у голландской Stichting Administratiekantoor Mobile Telecommunications Investor. 34,9% акций (включая казначейские) – в свободном обращении – на NASDAQ и Euronext (Амстердам).

«Veon запустил собственное мобильное приложение с мессенджером в июле 2017 г., а уже в начале 2019 г. закрыл проект. Проект требовал инвестиций примерно по $100 млн в год в течение нескольких лет, говорил возглавлявший тогда Veon Жан-Ив Шарлье (на фото). Мессенджер Veon должен был стать аналогом китайского WeChat. Veon хотел сделать нечто универсальное для обеспечения если не доходов, то лояльности клиентов, однако осуществить задумку не удалось»

Константин Белов
аналитик «Уралсиба»

В момент сообщения о новой стратегии торгов не было ни на одной из бирж. В первый час торгов на Euronext бумага Veon подорожала на 7% в сравнении с закрытием торгов в понедельник и стоила 2,44 евро, но стала падать и к 17.35 мск стоила дешевле, чем накануне.

На предварительных торгах на NASDAQ рост бумаги Veon составил 0,8% к закрытию пятницы, затем она тоже стала стоить немного дешевле, чем в пятницу.

Все операторы стремятся диверсифицировать бизнес и найти выгодные направления бизнеса – заработать на основных услугах связи становится все труднее, объясняет Венгранович, стратегия Veon вполне соответствует рыночным настроениям и похожим стратегиям конкурентов. Венгранович напоминает, как Veon пытался создать мессенджер, но проект не состоялся и закрылся, приходится искать новые ноу-хау. Это уже вторая «цифровая» стратегия Veon, подтверждают и аналитики «ВТБ капитала», теперь компании потребуется много времени и усилий, чтобы убедить инвесторов в перспективности новой попытки.

Вероятно, как и другие операторы, Veon будет развивать финтех и больше работать с контентом в партнерствах с OTT-платформами, предполагает Венгранович.

На российском рынке Veon в первую очередь стремится укрепить позиции «Вымпелкома» в телекомбизнесе. Для этого оператору предстоит дальше уплотнять сеть и совершенствовать качество связи, особенно четвертого поколения, и лучше таргетировать предложение, чтобы растить NPS – индекс лояльности клиентов бренду.

Во II квартале 2019 г. «Вымпелком» стал единственной компанией из российской большой четверки, которой не удалось нарастить квартальную выручку – она осталась неизменной, 72,6 млрд руб.

Представитель Veon на запрос не ответил.