Власти и технологические гиганты борются с фейками о коронавирусе

Но порой эти действия ограничивают распространение общественно важной информации
REUTERS
REUTERS

Технологические компании обещают бороться с распространением дезинформации о коронавирусе на своих платформах. Но в интернете продолжают появляться недостоверные сообщения и посты с теориями заговора.  

В Facebook есть десятки страниц и групп, в которых люди могут прочитать и обсудить новости о коронавирусе, выявил анализ The Wall Street Journal. Например, на личной странице основателя сайта Natural News Майка Адамса в социальной сети содержится ссылка на статью с его сайта о том, что смертность среди заболевших намного выше официальной статистики. Специалисты Facebook пометили, что этот пост содержит фейковую информацию. В прошлом Facebook уже блокировала Natural News за недостоверный контент, отмечает WSJ. Адамс и Natural News отказались предоставить комментарии изданию. 

Также в Facebook, Twitter и YouTube есть контент с теориями заговора о том, что коронавирус был создан искусственно и является биологическим оружием.

Как утверждают Facebook и Twitter, они изменили алгоритмы поисковых запросов по слову «коронавирус» таким образом, чтобы те выдали ссылки на авторитетные источники. По словам представителя Alphabet, которой принадлежит YouTube, компания быстро удаляет видео с недостоверной информацией и отдает предпочтение при отображении результатов поиска контенту надежных организаций, занимающихся здравоохранением. 

В последние годы в центре внимания было распространение фейков, связанных с политикой. Так, власти США обвиняли российских интернет-троллей в попытках помочь Дональду Трампу на президентских выборах в 2016 г. Но фейковая информация о вирусе «определенно опаснее, чем продвижение идеологий», приводит WSJ слова Даррена Линвилла, специалиста по дезинформации из Университета Клемсона в Южной Каролине. Она может вызвать у людей панику и подтолкнуть их к неверным решениям, касающимся здоровья. 

В России тоже наблюдается эта проблема. В начале марта в соцсетях и мессенджерах стала распространяться информация о том, что коронавирусной инфекцией якобы заразились уже 20 000 россиян. Эксперты Group-IB зафиксировали 9500 таких постов и сообщений. После этого Роскомнадзор начал блокировать доступ к ресурсам с фейковой информацией о распространении коронавируса в стране. 

4 марта Group-IB сообщила, что передала в правоохранительные органы данные об аккаунтах, распространяющих фейки о коронавирусе. Это были боты, в профиле большинства которых в качестве локации были указаны страны ближнего зарубежья.

Но информационная борьба может принимать и форму цензуры, показывает исследование правозащитной организации Citizen Lab при Университете Торонто. По ее данным, в Китае WeChat, самый популярный мессенджер с 1 млрд аккаунтов, и видеостриминговая платформа прямых трансляций YY под давлением правительства начали цензурировать ключевые слова, касающиеся вируса, еще на ранней стадии его распространения в декабре 2019 г. О вспышке коронавируса в городе Ухане власти официально заявили только 31 декабря. Отсутствие информации могло помешать жителям Китая защититься от болезни, считают специалисты Citizen Lab. 

YY стала цензурировать контент через день после того, как врачи начали предупреждать об атипичной респираторно-вирусной инфекции, показал анализ Citizen Lab. Одним из этих врачей был Ли Вэньлян, который предупредил коллег о новом вирусе, похоже, связанном с рынком животных и морепродуктов в Ухане. После чего Ли вызвали в полицию, где потребовали прекратить распространение слухов и публично извиниться. Он скончался 7 февраля от коронавируса. WeChat в течение шести недель после 1 января отцензурировал более 500 словосочетаний с ключевыми словами, касающимися коронавируса, в том числе о действиях руководителей государства после его появления, по данным Citizen Lab. 

В начале марта китайские власти выпустили новые правила о регулировании онлайн-контента, пишет Financial Times. Инструкции призывают социальные сети, мессенджеры и платформы запрещать «негативный контент», в том числе «сенсационные заголовки».