В России может закрыться до 30% салонов связи

Арендодатели не хотят снижать ставки для их владельцев, а у покупателей нет денег
Андрей Гордеев / Ведомости

После того как будут сняты наложенные из-за эпидемии COVID-19 ограничения, до 30% салонов связи может попросту не открыться. Так считает 31% собственников, руководителей и сотрудников розничных сетей, опрошенных компанией Telecom Daily. Еще 36,5% более оптимистичны и полагают, что будет закрыто 10–20% торговых точек.

Чаще всего участники опроса связывали предстоящее закрытие магазинов со снижением покупательского трафика и падением платежеспособности клиентов (этого опасается 61,5% респондентов). Упоминают они также о сокращении денежного потока (50%) и отказах арендодателей предоставлять скидки или рассрочку (48%). Отмечают продавцы сим-карт и телефонов и рост цен на гаджеты из-за снижения курса рубля к доллару.

Половина опрошенных считают, что падение продаж в офлайновых салонах скомпенсируют продажи в интернете. Другая половина в этом сомневается.

Представители сотовых компаний, опрошенные «Ведомостями», подтвердили планы сокращения розницы. Главная причина – несговорчивость арендодателей – если их расценки не снизятся, может закрыться до 20% торговых точек, оценивает сотрудник одного из операторов.

По словам представителя «Вымпелкома» Анны Айбашевой, сейчас наблюдается отток посетителей даже в работающих офисах. В апреле было закрыто до трети торговых точек – в таких условиях логично было бы получить скидки от владельцев недвижимости, полагает она.

Tele2 допускает сокращение розницы после снятия ограничительных мер, говорит ее представитель Дарья Колесникова. По ее словам, в мае продажи сим-карт Tele2 через интернет выросли в 3,5 раза по сравнению с первыми неделями марта.

МТС начала заниматься оптимизацией розницы еще в прошлом году, отмечает ее представитель Алексей Меркутов. Компания сократила сеть на 300 точек, а в 2020 г. намерена сократить еще 400, обещает он. Меркутов также обращает внимание на то, что продажи в интернет-магазине МТС в апреле выросли почти на 70% по отношению к аналогичному периоду 2019 г.

Президент «Связного» Евгений Давыдович заявил, что решения об оптимизации розничной сети (сейчас у компании около 3500 торговых точек) ритейлер будет принимать позже, исходя из эффективности их работы и стратегии развития компании. «Связному» важно оставаться в близкой доступности для клиента – по дороге домой или на работу, пояснил он.

Еще до начала эпидемии COVID-19 количество салонов связи превысило потребности рынка, говорит гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Он считает, что ритейлеры и операторы вынуждены будут закрыть около 25% салонов – оставшихся вполне хватит для качественного обслуживания клиентов.

Перспективы есть у салонов увеличенной площади, которые позволяют проводить презентации, продавать дополнительные сервисы, в которых присутствуют интерактивные форматы, полагает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Но их никогда не будет очень много – это решение для крупных ритейлеров, говорит он. Жизнеспособны также кобрендинговые форматы (например, брендированные кофе-корнеры в салонах «Билайна» или витрины AliExpress у Tele2), cалоны, совмещенные с точками выдачи заказов интернет-магазинов, перечисляет эксперт. По оценке Бурмистрова, до трети салонов будет закрыто в течение следующего года (возможно, до конца I квартала 2021 г.). Он также ожидает частичного или даже полного отказа операторов от собственной розницы и перевода ее на франчайзинг.

При очень высоком проникновении услуг сотовой и проводной связи, а также при наличии у абонента возможности решить большинство вопросов заочно такое количество салонов связи, как сейчас, однозначно не нужно, заключает Кусков.