Опасения родителей препятствуют распространению ИИ в образовании России

Эксперты также указали на нехватку специалистов и доступа к государственным большим данным
Максим Стулов / Ведомости

Распространению искусственного интеллекта (ИИ) в образовании России препятствуют неравные возможности доступа к цифровым ресурсам и опасения родителей, следует из исследования «Влияние ИИ на образование», подготовленного АНО «Цифровая экономика». Среди других причин эксперты отмечают нехватку квалифицированных специалистов и компетенций для работы с ИИ-решениями, а также проблемы доступа к государственным большим данным (Big Data).

«Направления применения ИИ в образовании весьма разнообразны. Соответствующие технологии используются для анализа поведения обучающихся, персонализации процесса обучения, прокторинга [процедура контроля на онлайн-экзамене или тестировании], проверки уровня знаний и работ учащихся и других задач», – поясняют аналитики. Внедрение ИИ, говорится в исследовании, повысит уровень доступности образования и инклюзивности образовательной среды.

Отмечается и существование генеративных нейросетей, которые «активно входят в практику использования как учеников, так и преподавателей». Эксперты упомянули прецедентный случай защиты диплома студентом РГГУ Александром Жаданом при помощи нейросети ChatGPT в начале 2023 г. При этом ИИ приходит не только в высшую, но и в среднюю школу. По словам директора образовательной АНО «Сколка» Дмитрия Фишбейна, искусственный интеллект должен стать одним из профилей и направлений школьного обучения.

В исследовании сформировали рекомендации для органов исполнительной власти (ФОИВ) по развитию ИИ в образовании, в их числе: реализация крупных инфраструктурных проектов, поддерживающих внедрение ИИ в образовании, развитие госзаказа в области образовательных ИИ-инноваций, развитие образования за счет привлечения ИИ-специалистов и обучения по направлению действующих преподавателей и др.

Кроме того, эксперты рекомендовали образовательным организациям поддерживать преподавателей, использующих ИИ-решения, внедрять технологии нейросетей в обучение, а также взаимодействовать с центрами компетенций в области использования ИИ в образовании и профильным бизнесом.

Эксперты Института образования НИУ ВШЭ в обзоре наиболее актуальных трендов в развитии образования в сентябре 2023 г. отмечали, что школьное образование в ближайшие годы может ждать масштабная диджитализация в привязке к новым технологиям ИИ и построение глобальной образовательной цифровой инфраструктуры. 

По версии аналитиков, на фоне внедрения цифровых технологий роль школы как социального института в будущем может снизиться, поскольку фактически перейдет в цифровой формат. Значимым трендом и вызовом для системы образования, по мнению экспертов, стало появление ИИ, облачных хранилищ больших данных. В ВШЭ считают, что это сделает устаревшими определенные форматы обучения.

Средний уровень использования ИИ в России в приоритетных отраслях сейчас составляет 31,5%, говорил вице-премьер, председатель набсовета «Цифровой экономики» Дмитрий Чернышенко в ноябре 2023 г. Во многих сферах деятельности уже состоялся переход от стадии разработки технологий ИИ к их практическому применению, отмечал он. Руководитель центра «Сильный ИИ в промышленности» университета ИТМО Александр Бухановский рассказывал «Ведомостям», что в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» (реализация до 2030 г.) уже создана база для того, чтобы подготовить 70 000 специалистов.