Впервые за четыре года аптечные продажи лекарств в упаковках выросли

Причина – вспышка эпидемии гонконгского гриппа, известного тяжелыми осложнениями
Грипп улучшил самочувствие аптек/ Александр Николаев / Интерпресс / ТАСС

В аптеках в 2016 г. лекарства в упаковках продавались лучше, чем в 2015 г., на 1% – реализация выросла до 4,04 млрд упаковок, посчитали аналитики DSM Group. Рынок вышел в незначительный плюс впервые за четыре года за счет спроса на сезонные препараты в IV квартале – увеличилась заболеваемость гриппом и ОРВИ, объясняет гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Он указывает и на низкую базу 2015 г., из-за чего в IV квартале 2016 г. продажи в упаковках увеличились на 21% год к году. Осенью 2015 г. заболеваемость была необычно низкая, а эпидемия гриппа в январе 2016 г. уже завершилась, говорит Шуляк.

Ноябрьские продажи «СИА интернейшнл» выросли на 30% по сравнению с ноябрем 2015 г., говорит президент «СИА интернейшнл» Сергей Пивень.

Текущая эпидемия гриппа и ОРВИ, по данным НИИ гриппа, началась на неделе 5–11 декабря 2016 г. и еще продолжается. Старший научный сотрудник НИИ гриппа Игорь Никоноров не отметил ничего необычного в нынешней эпидемии гриппа: среднее время течения болезни – семь дней, потом до месяца может проявляться астенический синдром: апатия, вялость, повышенная утомляемость.

В сентябре главный санитарный врач России Анна Попова предупреждала, что в текущем сезоне ожидается печально известный гонконгский вариант гриппа – с тяжелым течением и серьезными осложнениями: в конце 1960-х гг. такой вирус унес жизни десятков тысяч человек в мире.

В IV квартале 2016 г. прирост продаж в группе противопростудных препаратов составил более 40% год к году, приводит данные гендиректор аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов. Пивень сообщает, что на пике эпидемии компании даже удалось перевыполнить план поставок на декабрь на 10%.

В период эпидемии вместе с препаратами от гриппа и простуды покупают и другие продукты, знает управляющий директор «Новамедики» Александр Кузин: «Мы видим рост продаж и сопутствующих товаров: платочков, витаминов, иммуномодуляторов; к антибиотикам провизоры обычно предлагают препараты для поддержания микрофлоры кишечника, это зашито в технологии продаж». Во время эпидемии продажи растут и за счет профилактических средств, подхватывает директор некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» Елена Неволина. Трафик в аптеках в такой период растет примерно на 25%, делится данными Шуляк.

Традиционно на IV квартал приходится 40% годовых продаж, вряд ли можно говорить о системном росте на рынке, поскольку эпидемии осенью 2015 г. не было, замечает замдиректора Strada CIS Иван Глушков. Представитель «Аптечной сети 36,6» (управляет одноименной сетью аптек, а также сетями A.v.e, «Горздрав» и A5) согласен, что в IV квартале продажи растут, но такая картина бывает каждый год. Спрос на лекарства увеличился и по сравнению с предыдущими месяцами, но остается в пределах сезонной нормы, согласен Шуляк.

Представители Минздрава, Роспотребнадзора и аптечной сети «Доктор Столетов» на запросы «Ведомостей» не ответили.

В деньгах в 2016 г., по данным DSM Group, российский рынок лекарств вырос на 5% и достиг 777,6 млрд руб. Это происходит за счет роста цен на лекарства в аптеках в среднем на 15%, считает Глушков.