Двойники российских нефтяных компаний в Великобритании лишатся регистрации

Сведения о них будут удалены из публичного реестра компаний страны
У российских компаний появились заграничные двойники, но ненадолго/ Thomas Peter/ REUTERS

«Транснефть», «Татнефть», «Лукойл» и «Сургутнефтегаз» добились аннулирования своих двойников из публичного реестра компаний Великобритании: соответствующие решения опубликовали Верховный суд страны и регистратор компаний (Companies House). Аналогичного решения добилась «Газпром нефть», сообщил ее представитель.

Осенью РБК обнаружил в реестре как минимум семь организаций, внешне неотличимых от «дочек» российских нефтяных компаний: Rosneft Oil Company Ltd., PJSC Tatneft Ltd., JSC Transneft Ltd., Oil Company Lukoil Ltd., Surgutneftegas Ltd., PJSOC Bashneft Ltd. и Public Joint Stock Company Gazprom Neft Ltd. Все были зарегистрированы в марте – июле 2016 г., учредителями указывались соответствующие российские компании или их акционеры, имена директоров совпадали с именами их российских топ-менеджеров.

Как минимум пять компаний из семи добились, чтобы были аннулированы наименования и сведения об их директорах из британского реестра. «Транснефть» подала в суд на регистратора компаний Великобритании и обратилась в «Интерпол» с просьбой выяснить, кто стоит за двойником, но ответа пока не получила, говорит представитель нефтяной компании. Ранее он заявил, что британская фирма, учредителями которой указаны руководители «Транснефти», никакого отношения к реальной компании и ее «дочкам» не имеет, а зарегистрирована могла быть для мошенничества и дискредитации российской компании. «Лукойл» через суд добился удаления данных об адресе регистрации компании-двойника, ее уставе и размере капитала, говорит его представитель. Теперь нефтяная компания ждет их аннулирования.

Человек-корпорация

В 2012 г. Следственный комитет МВД сообщил о задержании девяти выходцев из Нигерии и Камеруна: те получили в России паспорта с именами «Газпром», «Роснефть», РЖД и др. и вели «деловую переписку» с сотнями иностранных компаний, заключая фиктивные контракты. Это позволило мошенникам похитить не менее 900 млн руб., сообщал «Интерфакс».

«Татнефть» обратилась к двойнику по указанному в регистрационных документах адресу и потребовала изменить наименование и удалить упоминания своих директоров, рассказывает представитель «Татнефти», но по данному адресу никакой организации не оказалось. Тогда нефтяная компания потребовала от британского регистратора удалить эту информацию, и тот решил ликвидировать двойника. Представитель «Татнефти» опасается, что учредители подставной компании могли использовать название и ложные сведения для заключения фиктивных контрактов, чтобы похитить деньги. Однако сделать это они не успели, добавляет он.

«Газпром нефть» обратилась к британскому регистратору от имени каждого из членов своего правления, указанных в качестве директоров подставной компании, и сообщила, что они не давали согласия на такое назначение, рассказывает представитель компании. Регистратор удалил информацию о них и до конца апреля должен окончательно аннулировать данные о двойнике из реестра. Вел ли тот какую-либо деятельность, представителю «Газпром нефти» неизвестно. Сведения о двойнике «Сургутнефтегаза» также должны быть аннулированы, сообщает регистратор компаний Великобритании.

Представитель «Сургутнефтегаза» не ответил на запрос, как и представитель «Роснефти».

Регистрировать двойников могли мошенники для того, чтобы заключать контракты и получать по ним авансы, а в дальнейшем скрываться, полагает управляющий партнер юридической компании NSP Александр Некторов: «В нашей практике был случай, когда российская химическая компания вела переговоры с другой крупной компанией из Европы, и оказалось, что от имени последней переговоры вели мошенники. Контракт был заключен по электронной почте, компания оплатила его по реквизитам, но сумма ушла в неизвестном направлении». Действия злоумышленников в данном случае чем-то похожи на киберсквоттинг (это регистрация доменных имен с наименованием чужой торговой марки для их перепродажи или недобросовестного использования. – «Ведомости»), говорит партнер «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Степанов: «Вряд ли это серьезные злоумышленники – получить кредит или какие-то преференции на такую пустышку нельзя, скорее это первый шаг для последующих недобросовестных действий, вряд ли создающий серьезные риски для правообладателя».