Статья опубликована в № 4210 от 24.11.2016 под заголовком: Tele2 дала обет молчания

Tele2 дала обет молчания

По данным «Ведомостей», выручка компании растет рекордными темпами, но оператор решил отказаться от раскрытия отчетности

Выручка ООО «Т2 РТК холдинг» (совместное предприятие «Ростелекома», ВТБ, Юрия Ковальчука и Алексея Мордашова, работает под брендом Tele2) в III квартале 2016 г. выросла на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом «Ведомостям» рассказал менеджер одной из компаний – партнеров оператора. Человек, близкий к Tele2, уточняет: выручка увеличилась на 14,8%. Это означает, что выручка оператора за июль – сентябрь составила 27,2–27,43 млрд руб.

Это самый впечатляющий результат оператора за 2015–2016 гг. Выручка «Т2 РТК холдинга» в 2015 г. в основном падала (см. график), а в этом росла, но не такими быстрыми темпами.

Кроме того, Tele2 – единственный из операторов «большой четверки», кто продемонстрировал рост в III квартале. У МТС в России выручка упала на 0,8%, у «Мегафона» – на 0,1%, у «Вымпелкома» – на 1,6%. А если очистить этот показатель от доходов от продажи смартфонов и другого оборудования, снижение получится еще больше (см. график).

По данным, полученным «Ведомостями» от одного из партнеров Tele2, у оператора на конец III квартала было 39,5 млн абонентов – это на 600 000 абонентов больше, чем в предыдущем квартале, и на 4 млн (11,27%) – чем в аналогичном периоде прошлого года. Получается, что выручка оператора за год выросла более существенно, чем абонентская база, а значит, вырос и среднемесячный счет одного абонента (ARPU). По данным Tele2, этот показатель в III квартале 2015 г. составлял 227 руб. Исходя из нынешнего соотношения выручки и абонентской базы Tele2 ARPU на конец III квартала был 230–231 руб.

Летом гендиректор оператора Сергей Эмдин говорил «Ведомостям», что Tele2 планирует переходить от модели «жесткого дискаунтера» к так называемой модели бизнеса lifestyle enabler. Это означает, что компания по-прежнему будет стараться предложить лучшую цену своим клиентам, но акцент на демпинг исчезнет.

Аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович предполагает, что большой вклад в выручку оператора внесла Москва, куда Tele2 вышла лишь в конце прошлого года, а также массовые запуски 3G- и 4G-сетей в регионах. Представитель Tele2 Константин Прокшин говорит, что год назад количество активных пользователей мобильного интернета составляло 15% от абонентской базы Tele2, а на конец первого полугодия этого года – уже 23,8%.

ARPU мог повыситься и из-за того, что часть экономных абонентов начали переходить на пакетные тарифы, включающие мобильный интернет, говорит Венгранович. А в Москве ARPU сам по себе выше, чем в других регионах, кроме того, Tele2 во II квартале повысила тарифы в Москве, напоминает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин.

Tele2 пока не публиковала отчетность за III квартал 2016 г. Прокшин не стал комментировать данные о выручке, абонентской базе и ARPU. Более того, он заявил, что компания решила отказаться от раскрытия отчетности. Успехи Tele2 вызывают жесткую и фокусную реакцию других участников рынка, объясняет Прокшин. «Это создает ненужные дополнительные риски на ключевых направлениях бизнеса. Tele2 – открытая компания, но в данный момент нет необходимости публиковать полную финансовую и операционную отчетность на регулярной основе, – говорит он. – Статус частной компании позволяет этого не делать. Возможно, впоследствии детальное и регулярное раскрытие отчетности продолжится. До этого момента отдельные показатели компании могут раскрываться в отчетности акционеров Tele2».

Представители МТС и «Мегафона» отказались комментировать действия конкурента. Представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева сказала, что причина подобного решения конкурента ей понятна: вероятно, он не хочет транслировать не самые лучшие результаты рынку.

Решение Tele2 вызывает много вопросов, говорит Либин. Например, почему оно принято сейчас, ведь конкуренты у оператора были и до этого. Главный эффект от действия Tele2 – невозможно будет рассчитать рыночные доли операторов, а это важный показатель, указывают Либин и его коллега из «Уралсиба» Константин Белов. Но основные тенденции рынка можно будет понять по результатам «большой тройки», добавляет Белов.