Субсидии «Автотору» могут достичь 40 млрд рублей

Поддержка калининградскому заводу нужна из-за прекращения действия таможенных льгот
Калининградский «Автотор» не останется без государственной поддержки/ М. Стулов/ Ведомости

Ежегодные госсубсидии «Автотору» после прекращения действия таможенных льгот особой экономической зоны в Калининградской области с 1 апреля 2016 г. (отменяются по условиям ВТО) могут достигать 40 млрд руб., рассказал «Ведомостям» человек, знакомый с чиновниками федерального и регионального правительств. Эта цифра обсуждалась с чиновниками, но она рассчитана исходя из производства в 2013 г., финальная цифра еще определяется, сказал человек, близкий к «Автотору». Размер субсидий год от года может меняться – в зависимости от производства, замечает другой источник, близкий к компании.

Для сравнения: в 2015 г. на программы стимулирования автомобильного рынка государство потратило 43 млрд руб., план на 2016 г. – 50 млрд руб. Это позволит не допустить дальнейшего падения производства автомобилей и снижения загрузки автозаводов, которая сейчас в среднем составляет 40%.

Что учитывали

Межбюджетный трансферт для Калининградской области в 2016 г. определялся в том числе на основании данных о фонде заработной платы (в 2014 г. он был 102,9 млрд руб.) и поступлений в государственные внебюджетные социальные фонды (30,5 млрд руб.).

Представитель «Автотора» от комментариев отказался. Представитель Минэкономразвития не назвал вероятную сумму помощи «Автотору». Всего регион в 2016 г. получит из федерального бюджета 66,7 млрд руб. «Указанные средства будут направлены на создание и содержание рабочих мест в Калининградской области, импортозамещение и локализацию сборочного производства, а также на улучшение экономических и социальных условий проживания в регионе», – сказал он. По словам представителя Минэкономразвития, «правительством области уже приняты необходимые нормативно-правовые акты, а с Минэкономразвития подписано соглашение о передаче межбюджетных трансфертов». Представители Минпромторга, Минфина, правительства Калининградской области, Калининградской областной таможни на вопросы не ответили.

Субсидии будут перечисляться из федерального бюджета в региональный, а затем – направляться резидентам особой экономической зоны в качестве компенсаций оплаченных таможенных пошлин, поясняет человек, близкий к «Автотору». Выплаты могут быть вплоть до двух раз в месяц, добавляет человек, близкий к правительству Калининградской области. Условия будут прописаны в соглашении с «Автотором», но его пока нет. Предполагается, что сумма субсидий будет рассчитываться на каждый год до 2020 г. отдельно, а потом – снижаться на 5%.

В 2013 г. предприятие выпустило около 244 000 автомобилей. Получается, таможенные платежи на каждую машину в среднем оценивались примерно в 160 000 руб. Это уровень таможенных платежей при ввозе автокомпонентов для выпуска автомобилей средней ценовой категории, говорит сотрудник одного из автоконцернов: пошлины в среднем составляют 6–8%.

В этом году «Автотор», по словам его представителя, рассчитывает выпустить как минимум столько же, сколько и в 2015 г. Тогда было произведено более 92 000 шт. Получается, при среднемесячном выпуске 7700 машин «Автотор» может произвести в период с апреля по декабрь 2016 г. почти 70 000 автомобилей. В этом случае таможенные платежи предприятия могут составить около 11 млрд руб.

ГК «Автотор»

Автомобилестроительный холдинг
Основной владелец – Владимир Щербаков.
Выручка (2014 г., данные Forbes) – 203,7 млрд руб.
Производство автомобилей (2015 г., данные «АСМ-холдинга»): легковых – 91 673 единицы, грузовых – 443.
С 1997 г. работает по льготам ОЭЗ Калининградской области (льготный режим заканчивается 1 апреля 2016 г.). выпускает легковые автомобили BMW, Kia, Hyundai и коммерческие Hyundai и Tata Daewoo.

Сопоставление с 2013 г. только по производству некорректно, замечает человек, близкий к «Автотору»: сумма уточняется в том числе из-за девальвации рубля, из-за которой подорожали импортные комплектующие. Средний курс доллара в 2013 г., к примеру, составлял 31,9 руб., а в январе – феврале 2016 г. – 77,6 руб. (рост в 2,4 раза). Евро за это время подорожал в 2 раза до 85,4 руб.

Для «Автотора» потеря таможенных льгот без субсидий была бы крайне болезненной – большая часть компонентов для выпуска автомобилей в Калининграде импортируется. По словам представителя завода, локализация выпускаемых в Калининграде машин составляет 18–25%. Здесь по контрактной схеме выпускаются легковые автомобили Kia, Hyundai, BMW и коммерческие Hyundai и Tata Daewoo (как по полному циклу, так и в режиме крупноузловой сборки). В 2015 г. завод потерял крупного заказчика – американскую GM, которая свернула производство в России, кроме СП с «АвтоВАЗом». В перспективе группа «Автотор» с партнерами собирается создать в регионе автокластер из нескольких автозаводов полного цикла общей мощностью около 250 000 шт. в год. У группы «Автотора» есть спящее соглашение о промсборке – оно в свое время понадобилось как раз из-за угрозы потери таможенных льгот после 1 апреля 2016 г. Но в нынешней ситуации на рынке компания еще не решила, как поступит с соглашением, говорит человек, близкий к компании.