Новый владелец Opel потребовал вернуть часть денег за сделку

PSA подозревает GM в искажении информации об экологичности двигателей
PSA Group полагает, что GM исказила во время переговоров о покупке Opel картину с выбросами углекислого газа машинами компании и возможности их сокращения/ Roland Weihrauch / DPA/TASS

Французская PSA Group, которая купила у General Motors (GM) за 1,3 млрд евро Opel, хочет вернуть половину денег после обнаружения существенных проблем с сокращением выбросов углекислого газа (CO2) и воздействия европейских штрафов, сообщил Reuters со ссылкой на свои источники.

PSA, которая закрыла сделку в конце июля, сообщила в начале ноября, что ей придется быстрее, чем планировалось, перевести модели Opel на свои технологии экономии топлива. Так, компания должна успеть сократить выбросы углекислого газа до вступления в силу в 2020 и 2021 гг. новых ограничений ЕС, которые будут сопровождаться высокими штрафами.

Французский автопроизводитель сообщил GM, что рассчитывает на возврат более 500 млн евро и готов добиваться возмещения через суд. PSA считает, что была введена в заблуждение относительно стратегии сокращения выбросов Opel, сказали два источника агентства. PSA хочет вернуть 600-800 млн евро, сказал один источник.

Компании обсудили претензии PSA, но иск в суд пока не подан, сообщили источники, близкие к обоим производителям.

«Мы не осведомлены о каких-либо претензиях от PSA в отношении будущих ограничений выбросов CO2, и мы не можем спекулировать на темы, которые не обсуждались с нами», - сказал представитель GM, отказавшись говорить, обсуждалась ли тема выбросов Opel. «PSA провела надежный due diligence, используя своих сотрудников и множество экспертов и юристов, - сказал представитель GM. - Мы предоставили им всю существенную информацию».

Представитель PSA отказался от комментариев. Акции группы упали на 3,3% до 17,41 евро к 16.00 GMT.

Каждый автопроизводитель, согласно нормативам ЕC, должен сократить средние выбросы углекислого газа к 2021 г. до 95 грамм/км (со 130 грамм/км сейчас). Тенденция снижения продаж машин с дизельными моторами усложняет им задачу, поскольку потребители переключаются на менее экономичные бензиновые автомобили. Поэтому нужны большие инвестиции в двигатели с малыми рабочими объемами и в новые технологии — электромобили и подзаряжаемые гибриды (plug-in hybrid). Компаниям, не достигшим целевых показателей, грозят штрафы по 95 евро за каждый лишний грамм CO2 на проданную машину, что может составить суммарно сотни миллионов евро в год.

PSA полагает, что GM исказила данные по выбросам CO2 машинами Opel и перспективу их сокращения во время переговоров и процедуры due diligence. Гендиректор PSA Карлос Таварес публично обмолвился об этом, представляя новый план развития компании в начале ноября. «Мы узнали через несколько недель после завершения сделки, что компания должна упереться в стену по выбросам CO2», - сказал руководитель PSA журналистам. Акции PSA с тех пор упали на 13,5%, хуже показателей конкурентов.

«Нашим командам поставлена задача полностью перестроить стратегию по продуктам и технологиям», - сказал Таварес. «Если вы не соответствуете [правилам ЕС], то тяжесть штрафов, под которые вы попадете, может угрожать существованию компании».

Одной из неприятных неожиданностей для PSA был план соблюдения СО2, основанный на значительных продажах электромобиля Opel Ampera-e (сделан на базе Chevrolet Bolt). Их предполагалось импортировать из США с убытком примерно по 10 000 евро на машину, рассказали два источника агентства. «Техническое решение было экономически нежизнеспособным и привело бы к огромным потерям», - сказал один из них. «То есть первое, что вы делаете, - убираете эту [продуктовую] линейку, и затем уровень по выбросам взлетает».

После присоединения Opel к PSA продажи Ampera-e уже приостановлены в Норвегии, на которую приходилась почти половина текущих поставок модели. Европейские цены увеличены на 5700 евро.

Но PSA будет трудно убедить юристов GM и в конечном итоге суд, что она не была достаточно осведомлена о высоком уровне выбросов Opel и прогнозах его снижения, отмечает Reuters. Представляя сделку вместе с Таваресом примерно за пять месяцев до ее закрытия, руководитель GM Мэри Барра приводила «растущие нормативные и регуляторные издержки» в качестве ключевой причины для продажи Opel и входящего в нее британского бренда Vauxhall. «Бизнес-модель Opel/Vauxhall стала более сложной», - сказала она.

До продажи Opel, по данным аналитического отчета компании PA Consulting, опубликованного в ноябре 2016 г., должен был превысить CO2-показатели на 3,7 грамма. С отказом от Ampera-e, продажи которой, согласно прогнозам, должны были достигнуть 20 000 шт. в год, превышение увеличилось до 6 г.

«Мы уже много лет говорим, что Opel/Vauxhall как марки GM столкнутся с серьезными проблемами, связанными с ужесточением норм выбросов CO2 в ЕС, - сказал руководитель автомобильного направления PA Consulting Томас Гаттле. - Opel отстает по двигателям на пять-семь лет. Мы не видели никаких крупных инвестиций GM в Opel на разработку подзаряжаемых гибридных или автомобилей с нулевым уровнем выбросов».

Однако реальная ситуация с Opel оказалась еще хуже прогноза, говорят источники Reuters в PSA: компания может превысить целевые показатели выбросов CO2 более чем на 10 г, что в разы больше «незначительного перебора», обсуждавшегося во время переговоров. Суммарно это может привести к штрафам приблизительно на 1 млрд евро. В выявившейся разнице частично отражены также нереалистичные прогнозы продаж дизельных машин GM и зависимость показателя от Ampera-e, сказали источники. «Люди, которые работали над завершением сделки, довольно быстро поняли, что имеются большие расхождения, - сказал один из источников. - Они были заметены под коврик».

PSA теперь поспешит с выпуском электрических или гибридных версий моделей Opel Corsa, Grandland X и Crossland X, которые не были частью первоначального плана развития, который представляли в марте. Вся модельная линейка Opel будет заново разработана на французских платформах и оснащена двигателями PSA к 2024 г. - на три года раньше, чем первоначально планировалось, сказал Таварес, представляя новый план в начале ноября.

«Учитывая заявления о необходимости ускорить переход автомобилей Opel к технологии PSA, мы предполагаем, что PSA собирается списывать свои инвестиции в Opel», - сказал после этого аналитик Jefferies Филипп Ушуа. Он прогнозирует более 1 млрд евро безвозвратных потерь в течение следующих пяти лет.

Компания заплатила за Opel 650 млн евро деньгами и еще 670 млн варрантами, которые конвертируются в акции PSA. Отдельной сделкой PSA совместно с BNP Paribas выкупила финансовое подразделение Opel за 900 млн евро.

В сведениях о сделке, опубликованных в документах GM, предусмотрены компенсационные выплаты, если какая-либо из сторон была введена в заблуждение. Претензии, не урегулированные путем переговоров, передаются в арбитраж. Для налогообложения GM выплаты PSA будут рассматриваться как вычет из цены сделки, пишет Reuters. Это дополнительно повысит цену ухода американской компании с европейского рынка, уже превысившую $6 млрд (за вычетом выручки от продажи бизнеса). В сумму входят выплаты $5,5 млрд и взнос 3 млрд евро в пенсионный фонд Opel, но не учитываются миллиарды в пенсионных обязательствах, которые она сохранила.

По словам источников, во время переговоров о сделке GM запретила сотрудникам Opel общение с PSA и настаивала на том, чтобы запросы французского автопроизводителя по due diligence обрабатывались штаб-квартирой в Детройте. «Один из вопросов был таким: сможет ли Opel выполнить целевой показатель по выбросам в 2021 г., - сказал один из участников переговоров с французской стороны. - И ответ был «да».