PSA обещает вернуть Opel к прибыльности за три года

Немецкая марка может стать главным источником роста для французской группы
GM пыталась вернуть свой европейский бизнес к прибыльности многие годы, но в плюс Opel/Vauxhall удалось вывести лишь однажды – в первом полугодии 2011 г./ Roland Weihrauch/ DPA/TASS

В сделку между французской PSA Group и американской General Motors (GM) входят марки Opel и Vauxhall (стоимость активов оценивается в 1,3 млрд евро и 0,9 млрд евро соответственно) и региональное отделение GM Financial. Приобретение Opel/Vauxhall сделает PSA Group второй по величине автомобильной компанией Европы с долей рынка 17%, после Volkswagen Group (24%). Продажи Opel/Vauxhall в регионе составляют около 1,2 млн автомобилей.

GM пыталась вернуть свой европейский бизнес к прибыльности многие годы, но в плюс Opel/Vauxhall удалось вывести лишь однажды – в первом полугодии 2011 г., после чего новый виток глобального кризиса и падение продаж ввергли компанию в убытки. С 2009 г. совокупный убыток Opel/Vauxhall составил около $9 млрд, подсчитал Bloomberg. Новый гендиректор Opel Карл-Томас Нойман, назначенный в 2013 г., обещал вернуть компанию к прибыльности в 2016 г., но, когда этого не произошло, GM приняла решение о продаже своего европейского бизнеса. Это решение принято из-за растущих геополитических рисков и изменения политики регуляторов, а также для того, чтобы сосредоточиться на приоритетных рынках Северной Америки и Китая и развитии перспективных технологий вроде самоуправляющихся автомобилей, пишет Automotive News.

Финансовое оздоровление Opel/Vauxhall произойдет быстрее благодаря поддержке PSA Group, сказал президент французского концерна Карлос Таварес. Ожидаемый синергетический эффект к 2026 г. оценивается в 1,7 млрд евро. PSA рассчитывает довести операционную маржу Opel/Vauxhall до 2% к 2020 г. и 6% к 2026 г. Объемы продаж в насыщенном массовом сегменте рынка Европы имеют решающее значение для автопроизводителей, отмечает Bloomberg. После объявления о сделке акции PSA подскочили в цене на 5,2%, сообщило Reuters, акции GM упали на 0,54% на 21.02 московского времени.

Ранее Таварес говорил, что Opel/Vauxhall – правильный партнер для французской компании и что Opel имеет потенциал для расширения операций за пределы Европы и может стать главным источником роста бизнеса. Оборот Opel/Vauxhall в 2016 г. составил 17,7 млрд евро, или около 11% оборота GM, подсчитало Reuters.

Таварес возглавил оказавшуюся на грани банкротства PSA в 2014 г., когда семья Пежо продала по 14% автопроизводителя французскому правительству и китайской Dongfeng Motor, оставив себе также 14%.

Уже в 2015 г. – на три года раньше намеченного срока – PSA сообщила, что вышла в плюс.

Сделка затрагивает весь автомобильный бизнес Opel/Vauxhall, включая бренды, шесть автомобильных заводов и пять предприятий – производителей комплектующих, инженерный центр в Рюссельхайме (Германия) и около 40 000 сотрудников. GM оставит за собой инженерный центр в Турине (Италия). Европейское подразделение GM Financial будет приобретено совместно в равных долях группой PSA и BNP Paribas примерно за 0,9 млрд евро и интегрировано в структуры французского банка. Opel/Vauxhall продолжит использовать интеллектуальную собственность GM, пока не появятся новые автомобили на платформах PSA. Таварес пообещал соблюдать договоренности GM в отношении сотрудников европейских компаний. Также GM выплатит PSA 3 млрд евро в рамках передачи пенсионных обязательств в Европе и Великобритании.

Гендиректор GM Мэри Барра пообещала продолжать сотрудничество с PSA «по текущим и будущим проектам». В частности, Opel продолжит поставки для Holden, австралийской марки GM, а также для Buick. PSA может рассмотреть возможность использования топливных элементов совместного предприятия GM и Honda.

Полностью договоренности между концернами будут определены к моменту завершения сделки до конца 2017 г., сказала «Ведомостям» представитель PSA Group.

Поскольку европейский авторынок близок к пику, некоторые аналитики ждут, что объединенной компании придется закрыть два или три завода в ближайшие пять лет, пишет Reuters. Неопределенность усиливается из-за предстоящего выхода Британии из Евросоюза. Однако Таварес сказал, что обеспечить заводы Opel работой может экспорт, а производство в Британии при «жестком Brexit», в случае которого страна потеряет доступ к единому рынку блока, несет не только риски, но и возможности.

Автомобили марки Opel могут вернуться на российский рынок, если это будет признано экономически целесообразным, сказал Таварес на пресс-конференции, отвечая на вопрос ТАСС: «Как только право интеллектуальной собственности [на продукцию] перейдет к PSA, марка Opel получит возможность развиваться на международном рынке». Сроки возможного возвращения Таварес не обозначил, основным условием принятия решения назвав экономику проекта: «Если бизнес-кейс будет рентабельным, мы займемся этим, если же нет, то не будем этого делать».