Автодилеры считают сентябрьскую статистику продаж машин неоправданно оптимистичной

По их данным, число законтрактованных автомобилей падает все быстрее
Евгений Разумный / Ведомости

Динамика контрактования дилерами новых легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей в сентябре снизилась на 4,9% к августу, следует из данных ассоциации «Российские автодилеры» (РоАД). При этом индекс контрактования, который учитывает данные о расторжении контрактов, снизился за отчетный период на 9% (т. е. число расторгнутых контрактов стало больше), говорится в данных РоАД. Абсолютные цифры ассоциация не приводит.

Статистику о количестве проданных новых легковых машин и LCV в России ведет комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По его данным, рынок в сентябре упал на 22,6%, или на 34 924 автомобиля, относительно того же месяца 2020 г. Всего было продано 119 485 машин. Председатель комитета Томас Штэрцель объяснял это дефицитом автомобилей на рынке, связанным с нехваткой микрочипов у автопроизводителей и другими факторами. Например, с ростом стоимости сырья и энергетическим кризисом в Китае и Великобритании. Продажи автомобилей в России падали и в августе – на 17%, или на 23 387 шт., к августу прошлого года, до 114 130 машин, сообщала АЕБ. Но получается, что этот сентябрь при сравнении с предыдущим месяцем показал рост продаж на 4,7%, или на 5355 машин. Таким образом, разница между фактическим ростом продаж по версии АЕБ и динамикой контрактования, посчитанной РоАД, составила 9,6 процентного пункта.

«Покупательская активность сильно снижена из-за отсутствия машин, а АЕБ показывает, что в сентябре машин продано больше, чем в предыдущем месяце. Возникает вопрос: откуда?» – рассуждает представитель РоАД. Кто-то из производителей отчитался о завышенных продажах под конец квартала, допускает источник «Ведомостей» в РоАД.

Представитель АЕБ сказал «Ведомостям», что автопроизводители передают в ассоциацию те данные, которые получают от дилеров. АЕБ не может проверить эти данные и публикует то, что получает, пояснил собеседник газеты. При этом он отметил, что расхождения действительно иногда случаются и корректируются в следующем отчетном периоде.

Дилеры передают своим импортерам данные о контрактах, не только общую цифру, но и данные о сделках; далее импортеры передают суммарную цифру в АЕБ, уточняет представитель автодилера «Рольф». Индекс контрактования РоАД также строится на данных, которые дилеры передают в ассоциацию, говорит собеседник «Ведомостей». «Мы знаем, что именно мы отгрузили дилерам. Они рапортуют о фактических продажах», – подтверждает представитель Nissan. Представители «АвтоВАЗа», Hyundai и Renault «Ведомостям» не ответили.

Наилучшие результаты в сентябре, по данным АЕБ, показала Toyota: продажи марки выросли относительно августа 2021 г. на 46,6% до 10 039 машин. Представитель компании сказал «Ведомостям», что благодаря своевременным поставкам комплектующих завод Toyota в Санкт-Петербурге продолжил работу в обычном режиме, сохранив плановые объемы выпуска автомобилей. На этом заводе собирают две самые популярные модели на российском рынке – Camry и RAV4.

В середине 2019 г. «Коммерсантъ» писал о расхождении продаж по итогам мая до 10% из-за так называемых желтых машин. Это автомобили, которые отражаются в статистике как проданные, но еще остаются на складе автодилера. Тогда издание оценивало потенциальную долю таких машин до 50% в отраженных продажах.

Но проблема желтых стоков сейчас абсолютно не актуальна для рынка: ситуация от бренда к бренду и от модели к модели меняется в диапазоне «есть, но мало», «есть, но очень мало» и «нет совсем», говорит представитель «Рольфа». Ни у кого из дилеров и импортеров на складах нет избытка автомобилей и единственный выход из этой ситуации – предлагать клиентам качественные автомобили с пробегом, говорит собеседник «Ведомостей».

Дилеры отчитываются перед производителями через их заводские системы, поясняет директор «Авилон Мерседес-Бенц» Ренат Тюктеев. Между двумя сторонами у большинства марок налажены ежедневные выгрузки данных по контрактам и склад машин виден прозрачно, говорит он. По этой причине больших расхождений между реальными продажами и рапортом дилеров быть не может, уверяет топ-менеджер. По его словам, в данном случае разница почти в 10 п. п. [между статистикой продаж и контрактов] сложилась из-за того, что машины были законтрактованы за 2–4 месяца до момента физической выдачи, когда автомобиль попадает в статистику проданных машин. «Сегодня динамика контрактов стабилизировалась с незначительным замедлением в 5%, и количество выдаваемых автомобилей в течение 1–2 месяцев также замедлится, цифры сойдутся», – надеется Тюктеев.

С началом проблем автоконцернов с электронными компонентами на рынке действительно сложился дефицит машин и заметно выросли сроки ожидания заказанной покупателем машины. В сентябре опрошенные «Ведомостями» автодилеры рассказывали, что средний срок ожидания автомобиля массового сегмента (В- и С-класса) вырос на 1,5 месяца с начала года из-за нехватки чипов. Ранее давались различные прогнозы того, когда автопрому удастся наладить стабильные поставки чипов: от конца 2021 г. до середины или даже второй половины 2022 г. Но сейчас все больше свидетельств того, что разрешение проблемы с микрочипами может перекочевать с 2022 на 2023 г., говорил «Ведомостям» аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.