Почему НДС мешает автодилерам захватить рынок подержанных машин

Отмена двойного налогообложения позволит вывести из тени до половины продаж
Сейчас, когда дилер покупает машину с пробегом у другого юрлица, он при продаже машины добавляет минимум 20%, чтобы просто получить себестоимость покупки/ Максим Стулов / Ведомости

Ассоциация «Российские автодилеры» (РоАД) в течение полутора месяцев планирует направить обращения в Банк России, Минфин и Минпромторг с просьбой отменить двойное налогообложение, которое возникает при продаже автомобилей с пробегом между юрлицами. Об этом «Ведомостям» рассказал вице-президент РоАД и председатель совета директоров «БН-моторс» Алексей Подщеколдин. Он же представил на заседании совета РоАД 18 февраля презентацию о влиянии взимания НДС с юридических лиц на рынок подержанных автомобилей (презентация есть у «Ведомостей»).

По словам Подщеколдина, для обращения в ведомства рабочей группой РоАД будет подготовлено научно-экономическое обоснование необходимости поправок в Налоговый кодекс (НК). Представитель ассоциации подтвердил эту информацию. Провайдером статистики выступит аналитическое агентство «Автостат». «Собираемся подключить РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей). Надеемся на их поддержку тоже. Думаю, за месяц-полтора мы подготовим документы и в апреле будем обращаться», – сказал собеседник «Ведомостей».

«Обратятся – обсудим», – коротко ответил на вопрос «Ведомостей» глава РСПП Александр Шохин. Представитель Минпромторга от комментариев отказался. В Минфине и ЦБ на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Налогообложение при купле-продаже автомобилей выглядит следующим образом: первичный НДС уже заложен в стоимость впервые продаваемой новой машины. Если покупатель является физлицом, то при продаже автомобиля спустя какое-то время автодилеру (например, по схеме trade-in) НДС не платится. Эта норма была установлена поправками в НК с 1 апреля 2009 г.

Если дилер-юрлицо перепродает этот автомобиль другому физлицу, то НДС платится только со своей наценки, она обычно составляет до 10%. Но когда он продает машину другому юрлицу – например, другому дилеру, – то НДС начисляется уже в размере полной стоимости машины. К вычету в таком случае юрлицо может предъявить только НДС со своей наценки. Это вторичное налогообложение для одного и того же автомобиля, которое и предлагается отменить.

Сейчас, когда дилер покупает машину с пробегом у другого юрлица, он при продаже машины добавляет минимум 20%, чтобы просто получить себестоимость покупки. С учетом торговой наценки конечная цена перепродаваемого автомобиля оказывается на 20–30% выше среднерыночной. Это тормозит развитие рынка поддержанных автомобилей, а сделки между юрлицами осуществляются в минимальном количестве, говорит Подщеколдин.

По его словам, пока основная категории продавцов на рынке подержанных автомобилей – это физлица (примерно 80%). «Мы могли бы покупать у юрлиц больше. Например, сегодня трехлетняя Lada Granta в Москве стоит минимум на 20 000–30 000 руб. дешевле, чем в Брянске («БН-моторс» – брянская компания). Я бы с удовольствием покупал машины у Major или «Рольфа», но не могу», – отмечает Подщеколдин.

По итогам 2021 г. на вторичном рынке в России было продано в общей сложности 6,5 млн машин – на 25% больше, чем в 2020 г., следует из презентации Подщеколдина. Доля официальных продаж через автодилеров на этом рынке составила 15%, или 975 500 шт., против 14,6% (778 500 машин) годом ранее. В 2009 г., когда был отменен двойной НДС при покупке автомобилей с пробегом юрлицом у физлиц, доля дилеров на рынке объемом в 3,5 млн единиц составляла менее 2%.

Емкость вторичного рынка в денежном выражении за 2021 г. выросла в два раза до 5,79 трлн руб. Из них 868 млрд руб. пришлось на продажи через официальных дилеров (также рост в два раза), оставшиеся 4,92 трлн руб. (85% рынка) – в так называемой серой зоне, которая, по существу, не облагается налогами, отмечается в презентации.

По оценке Подщеколдина, отмена двойного налогообложения увеличит продажи машин с пробегом через дилеров до 50% от общего объема рынка. Это также втрое увеличит потенциальные сборы по НДС с официальных продаж подержанных автомобилей – с 15,8 млрд в 2021 г. до 53 млрд руб., следует из презентации.

РоАД в 2019 г. уже лоббировала такие изменения налогообложения, но тогда идею не поддержал Минфин. Ведомство отмечало, что отмена двойного НДС приведет к потерям доходов федерального бюджета и будет де-факто являться субсидированием налогоплательщиков НДС, перепродающих машины, писали «РИА Новости». Еще ранее, в 2018 г., соответствующие поправки в НК предлагал Минпромторг.

Гендиректор «Автостата» Сергей Целиков подтвердил обращение РоАД за помощью в подготовке материалов для регуляторов. По его мнению, доля дилерских продаж на вторичном рынке еще не достигла 20%, но стремится к этой цифре. «Потуги в сторону отмены двойного НДС» в продажах автомобилей с пробегом между юрлицами длятся годами, напоминает он. И их надо продолжать, потому что именно двойное налогообложение является камнем преткновения для роста доли официальных продаж в сегменте, сказал Целиков.

Если эта попытка увенчается успехом, это будет прекрасно, сказал «Ведомостям» основатель дилерской сети Favorit Motors Владимир Попов. Такое решение будет полезно для авторынка, так как позволит повысить скорость оборачиваемости автомобилей с пробегом, считает директор подразделения автомобилей с пробегом ГК «Авилон» Николай Баскаков. Также можно ожидать, что после отмены двойного НДС дилеры смогут нарастить свою долю продаж подержанных автомобилей в перспективе ближайших трех лет, отмечает он. Но больших цифр ждать не стоит, полагает Баскаков, рост продаж может составить около 1–2%.