"Сибур" займет треть российского рынка автомобильных шин

«Сибур» скупил 89% долгов обанкротившегося шинного холдинга «Амтел». Контроль над ним позволит «Сибуру» занять до 30% российского рынка
До 30% шин в России будут производить заводы «Сибура»/ PhotoXpress

Новая жизнь. Петр Золотарев

бывший гендиректор Amtel-Vredestein. «Amtel была передовиком: первой сумела после кризиса 1998 г. аккумулировать активы, найти стратегического партнера в лице Nokian, добежать до Лондонской биржи, набрать безумное количество долгов и, видимо, одной из первых должна будет от этого умереть <...> Но умрет только юрлицо. Производство, люди, бренды – все будет жить. Это реинкарнация, переход в другую форму».

Amtel N.V.

шинный холдинг. акционеры – «Альфа-групп» (25%), остальное в свободном обращении. финансовые показатели (МСФО, 2008 г.): выручка – $881 млн, чистый убыток – $444 млн.

Сибур холдинг» выкупил долги группы «Амтел» перед кредиторами, чьи интересы представляет инвестиционное подразделение «Альфа-групп» – «А1», сообщили «Сибур» и «А1». Теперь химический холдинг контролирует 89% задолженности компаний группы, основные из которых – холдинговая «Амтел-Фредештайн» и принадлежащие ей Воронежский и Кировский шинные заводы, а также розничная сеть «Ав-то» – находятся на разных стадиях банкротства. «Сибур» владеет правами требования на 17 млрд из 19 млрд руб., рассказал «Ведомостям» заместитель гендиректора «Сибур – русские шины» Игорь Караваев, и примерно через месяц может представить план реструктуризации долга и оздоровления «Амтела».

Купленные у «Альфы» обязательства составляют чуть меньше половины от 17 млрд руб., говорит он. Сумму сделки ни Караваев, ни управляющий директор «А1», член консультативного комитета «Амтела» Игорь Литвак называть не стали.

Холдинг «Амтел» создал в конце 1990-х гг. Судхир Гупта. Одно время его хотела купить финская Nokian Tyres. Но «Амтел» приобрел голландскую Vredestein Banden и прописался в Голландии, переименовавшись в Amtel-Vredestein. В 2005 г. компания провела IPO. Но управиться с огромным долгом (многие покупки делались в кредит) она не смогла. В 2008 г. холдинг пытался слиться с «Сибур – русские шины» – та должна была получить 60,5% акций объединенной компании, а Amtel-Vredestein – сама привлечь $150 млн, но не смогла.

Спустя полгода «Сибур» предложил новую схему. Он был готов взять на себя долги российских компаний группы (около $500 млн) в обмен на облигации «Сибур-холдинга» ($57 млн) и «Сибур – русские шины», которые в 2012 г. можно было бы конвертировать в 45% акций производителя шин. Сделку торпедировал Сбербанк.

Тем временем за долги был продан Vredestein Banden. Холдинг стал именоваться просто Amtel, на его российских предприятиях – «Амтел-Фредештайн», «Амтел-Черноземье» и «Амтел-Поволжье» – было введено наблюдение. А «Сибур» начал скупать их долги. Сотрудник одного из банков – кредиторов холдинга рассказывает, что дисконт, предлагавшийся «Сибуром», достигал 80%. В некоторых случаях так и было, подтверждает Караваев. «Альфа-групп», крупнейший акционер Amtel, тоже не сидела сложа руки – сформировала в компании консультативный комитет, в который вошли управляющие «А1», и тоже начала скупать долги. В итоге «Сибур» контролировал примерно 45–50% долгов «Амтела», «Альфа» – 40–45%, рассказывает источник, близкий к «Амтелу». Став практически единственным кредитором «Амтела», «Сибур» сможет инициировать введение конкурсного управления и получить активы холдинга за долги, говорит исполнительный директор юридического бюро «Падва и Эпштейн» Павел Герасимов. Это позволит компании увеличить долю рынка с 17 до 24–30%.