У "Ильюшин финанс" отобрали самолеты Ан-148

«Иркут» станет новым оператором программы Ан-148 и эксклюзивным продавцом самолета, лишив этого статуса «Ильюшин финанс»

«Иркут»

авиастроительный холдинг. основной владелец – ОАК (свыше 94%). выручка (МСФО, 2009 г.) – $1,31 млрд. убыток – $19,4 млн.

«Ильюшин финанс и ко.»

лизинговая компания. основные владельцы – ОАК (48,4%), НРК (25,8%), ВЭБ (21,4%). выручка (РСБУ, 2009 г.) – 6,98 млрд руб. прибыль – 48,7 млн руб.

Корпорация «Иркут» будет управлять программой строительства Ан-148, а также станет эксклюзивным продавцом этого самолета, говорится в бизнес-плане компании (выдержки есть у «Ведомостей»). Эту информацию подтвердил представитель «Иркута»: решение принято, «идет его документальное оформление».

Сейчас эксклюзивный продавец Ан-148 – компания «Ильюшин финанс» (ИФК), именно ей принадлежала идея собирать украинский лайнер на воронежском авиазаводе ВАСО, напоминает аналитик «Авиапорта» Олег Пантелеев, и лизинговая компания взяла на себя несвойственные функции – занялась программой строительства самолета (получала лицензии на сборку, заключала договоры с поставщиками комплектующих и проч.). В итоге сейчас Ан-148 – единственный в России сертифицированный и серийно выпускаемый региональный самолет, указывает Пантелеев.

И «Иркут», и ИФК контролируются государством. Но у Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) пакет в «Иркуте» больше, и именно на его базе будет создана бизнес-единица гражданских самолетов (кроме SSJ-100).

Миноритарий «Ильюшин финанс» Александр Лебедев недоволен решением ОАК: «Это странный шаг, особенно в контексте предстоящего IPO лизинговой компании». Однако оценить потери ИФК эксперты не берутся: слишком мало данных. Главный риск – самолетов может не хватить на всех клиентов (включая тех, с кем через «Иркут» будет работать ИФК), рассуждает Пантелеев: если будет выбор, кому поставлять в первую очередь – управлению делами президента (оно тоже заказчик Ан-148) или ИФК, то вряд ли это будет лизинговая компания.

Сейчас на Ан-148 собрано 150 заявок. В частности, у ИФК есть твердые контракты с ГТК «Россия» (на шесть лайнеров) и «Атлант-союзом» (28). Контракты ГТК не изменятся, отмечает источник в «Иркуте»: пять «Анов» она уже получила. А вот для поставки лайнеров «Атлант-союзу» должен появиться новый договор, добавляет собеседник «Ведомостей»: сейчас ИФК – заказчик самолетов у ВАСО, а теперь продавцом будет «Иркут».

На переоформление уйдет около двух месяцев, говорит гендиректор ИФК Александр Рубцов; не исключено, что самолет в итоге «незначительно» подорожает для конечного покупателя (базовая цена Ан-148 – $23–25 млн). Источник в «Иркуте» такую возможность отрицает. А сам «Атлант-союз» проблем не ждет. Если самолет серьезно подорожает, всегда есть возможность пересмотреть контракт и заменить Ан-148 на SSJ-100, отмечает гендиректор перевозчика Евгений Бачурин.