Слово за Путиным

Минпромторг предлагает ужесточить условия соглашения о промсборке, зарубежные автопроизводители против, отечественные - за.
Д.Гришкин

Премьер Владимир Путин обсудил с руководителями автомобилестроительных компаний проблему локализации производства иномарок в России. Министр промышленности и торговли Виктор Христенко предложил ужесточить условия для компаний, желающих продлить соглашения о промсборке (в основном заканчиваются в 2012–2013 гг.). Чтобы продолжить пользоваться таможенными льготами на ввоз автокомпонентов, производителям придется взять на себя обязательства в течение восьми лет построить в России заводы мощностью не менее 300 000 машин в год (сейчас минимум – 25 000) и достичь уровня локализации в 60%. Гарантированный объем выпуска машин привлечет инвестиции в создание производств компонентов, некоторые из них, например двигатели, нерентабельно выпускать объемом менее 300 000 шт. в год, объяснил министр.

Ограничение по объему выпуска машин не гарантия возникновения базы поставщиков компонентов, сказал на это замминистра экономического развития Олег Савельев. Автомобили выпускаются на разных платформах, нет уверенности в том, что какому-либо из заводов понадобится 300 000 однотипных двигателей, объяснил он. Савельев отметил, что принять новые условия нужно до 1 января: по условиям договоренностей о вступлении России в ВТО подписание соглашений о промсборке должно завершиться к этому сроку. «Не думаю, что этот рубеж наступит 1 января», – заметил Путин.

Против предложения Минпромторга выступили президент группы ГАЗ Бо Андерссон и гендиректор «Фольксваген групп рус» Дитмар Корцеква. «Не могу поддержать это предложение. Это ограничение возможностей участников рынка», – заявил Андерссон. Если бы в России продавалось 3 млн машин в год, то Volkswagen мог бы производить более 300 000 шт., в том числе и на экспорт, сказал Корцеква. Сейчас мощность калужского завода компании – 150 000 в год. Для сравнения: по прогнозу Минпромторга, в этом году в России будет продано 1,7 млн машин. Повышение планки в договорах о промсборке может отрицательно сказаться на планах Hyundai по созданию альянса с «Ижавто», считает гендиректор Объединенной автомобильной группы Игорь Кульган. Когда перспективные планы становятся обязательствами, у проекта возникают совершенно другие риски, иностранным партнерам проще отказаться от проекта, считает он.

На стороне Минпромторга выступили российские производители – его поддержали президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров, гендиректор «Камаза» Сергей Когогин и гендиректор «Соллерса» Вадим Швецов.

Выслушав мнения автопроизводителей, Путин сообщил, что решение будет вынесено в ближайшее время. «Последнее слово останется за нами», – предупредил премьер руководителей автопрома.

Петербургские заводы иностранных автоконцернов перевыполняют план по локализации, похвасталась губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. По ее данным, уровень локализации на заводе Toyota – 11,6%, Nissan – 17%, а на открывшемся Hyundai – 45%.