Бизнес
Бесплатный
Алена Чечель|Елена Виноградова
Статья опубликована в № 2698 от 24.09.2010 под заголовком: Казахская угроза

Казахстан несет угрозу российским брендированным товарам

Создание Таможенного союза может спровоцировать наплыв китайского контрафакта в Россию
Россию может накрыть волна китайских контрабандных товаров
PhotoXpress

Эксперты Высшей школы экономики по заказу содружества «Русбренд» оценили объем контрафакта на российском рынке и угрозу для легальных производителей, связанную с созданием Таможенного союза. В мае – июне 2010 г. были опрошены представители компаний, входящих в содружество, правоохранительных органов, госструктур и юристы, занимающиеся защитой интеллектуальной собственности.

Долю контрафакта в общем обороте розницы в прошлом году эксперты оценили в 6%, стоимость поддельных товаров – в 910 млрд руб. Это 24% от оборота девяти исследованных групп товаров: алкоголь, одежда и обувь, косметика и др. Чаще всего подделывают алкоголь, одежду и обувь: более 30% товаров в этих категориях произведены нелегально. Много подделывают и недорогостоящие раскрученные бренды: чай, кофе, бытовую химию, рассказывает представитель компании-правообладателя, участвовавший в опросе. Товары премиум-класса чаще имитируют – подделка в этом случае копирует отдельные элементы фирменного бренда, а массовую продукцию обычно фальсифицируют напрямую.

Доля контрафакта в ближайшие годы может резко подскочить, опасаются респонденты, причина – создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Особенно беспокоит снятие пограничного контроля на границе с Казахстаном, запланированное на 1 июля 2011 г.: после этого Россию может накрыть волна китайских контрабандных товаров, поступающих в Казахстан в основном через плохо охраняемую границу с Киргизией. Сейчас нелегальный импорт оседает в самом Казахстане.

«Контрафакту, ввезенному в Казахстан, путь в Россию будет открыт», – опасается руководитель группы безопасности Unilever в России и СНГ Арай Балаян. «Мы отслеживаем ситуацию на китайско-казахстанской границе и пытаемся оценить риски», – признается представитель P&G Юлия Майорова. Насколько вырастет доля подделок на российском рынке, оценить сложно, нужен прогноз по каждой группе товаров, объясняет исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев, но, поскольку сейчас потребитель пытается найти продукцию подешевле, контрафакт скорее всего будет пользоваться спросом и создаст реальную угрозу для компаний-правообладателей.

Внешняя граница Казахстана контролируется очень условно, местные таможенники привыкли оформлять большинство грузов в режиме транзита, провести необходимый досмотр вряд ли смогут, разделяет опасения компаний чиновник Федеральной таможенной службы, мы действительно рискуем столкнуться с резким ростом контрафакта из стран – торговых партнеров Казахстана, в основном Индии и Китая.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать