«Ютэйр» ненадолго заняла место «Сибири» в авиаперевозках

Потеряв год назад статус второго авиаперевозчика России, S7 теперь лишилась и 3-го места: ее потеснила «Ютэйр»

«Ютэйр»

основной акционер – НПФ «Сургутнефтегаз» (55,68%). выручка (МСФО, 2010 г.) – 44,4 млрд руб. прибыль – 399 млн руб.

Еще в июле «Ютэйр» объявила, что по итогам первого полугодия вошла в тройку ведущих авиакомпаний СНГ и Балтии по количеству перевезенных пассажиров. Но тогда на результат повлияли не только российские «дочки». Однако по итогам семи месяцев «Ютэйр» входит и в тройку крупнейших пассажирских авиакомпаний России, сообщила она в пятницу, ссылаясь на оперативные данные Транспортной клиринговой компании. В январе – июле «Ютэйр» и ее «дочки» перевезли на самолетах и вертолетах почти 3,97 млн человек. А услугами группы S7, судя по данным представителя компании, воспользовалось около 3,48 млн пассажиров.

Если бы не вертолеты, «Ютэйр» осталась бы четвертой (хотя и с минимальным отрывом от S7): на вертолетные работы пришлись перевозки 0,513 млн человек, в 1,5 раза больше прошлогоднего.

Вертолетный сегмент намного рентабельнее традиционных рейсов – 20–30% против 3%, напоминает гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов. Сейчас компания с пропиской в Ханты-Мансийске входит в пятерку крупнейших вертолетных операторов мира. «Мы имеем контракты с нефтяными компаниями на обслуживание месторождений и в России, и за рубежом, – отмечает Мартиросов. – Через 10 лет рассчитываем стать крупнейшим оператором по обслуживанию шельфовых разработок. Мы также работаем с ООН».

У S7 такой подушки безопасности нет. Из-за кризиса 2008 г. группа была на грани дефолта. Чтобы ее спасти, основные владельцы S7 – супруги Наталья и Владислав Филевы – сократили персонал и маршрутную сеть. А год назад S7 потеряла статус второго по величине авиаперевозчика страны, уступив его «Трансаэро».

Но финансовое положение S7 стабилизировалось. «Компания в хорошей форме с большим запасом кэша», – говорил Филев в конце 2010 г. В итоге S7 вполне может вернуть себе бронзу, полагает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова, хотя «Ютэйр», конечно, больше повезло с регионом и корпоративными клиентами. В прошлом ноябре S7 вступила в глобальный авиаальянс Oneworld, напоминает Сахнова, взаимодействие с партнерами позволит открыть новые маршруты, а также увеличить частоту рейсов по существующим. Представитель S7 от комментариев отказался.