Вернуть монополию

Минтранс и антимонопольная служба (ФАС) не отказались от идеи распределять новые международные рейсы на аукционе: до конца месяца ее обсудят с перевозчиками. Авиакомпании против – за исключением «Аэрофлота»
М.Стулов/ Ведомости

На сторону ФАС и Минтранса может встать «Аэрофлот»: из-за реформирования межправительственных соглашений всего за год он потерял монополию на всех прибыльных маршрутах (Рим, Париж, Милан и проч.) и сравнялся по назначениям с «Трансаэро» (чуть больше 100).

В двадцатых числах сентября в Минтрансе пройдет совещание, где обсудят идею ФАС продавать новые международные рейсы на аукционе, сообщил представитель Минтранса: идея принадлежит замруководителя ФАС Анатолию Голомолзину, Минтранс его в целом поддержал. «В ФАС внимательно следят за реакцией авиакомпаний, в большинстве она негативная», – сожалеет начальник управления ФАС Дмитрий Рутенберг.

Негативные отзывы на идею ФАС направили почти все авиакомпании первой десятки (с «Норд винд» и «ВИМ-авиа» связаться не удалось). «Как можно торговать государственным разрешением?» – удивляется гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов. «Это приведет к удорожанию авиабилетов», – предупреждает гендиректор «Сибири» Владимир Объедков. А гендиректор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов не представляет, как выделять средства на аукцион: «Через утверждение советом директоров? Некоторые авиакомпании принадлежат крупным бизнесменам. Мы доказывали свою состоятельность годами, а маршрут получит небольшой перевозчик, у владельца которого просто больше денег? Это нерыночная мера!» Гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова неделю назад в письме ФАС (есть на ее сайте) назвала инициативу отказом государства от выполнения своих функций по защите потребителей и предупредила, что расходы на аукцион будут переложены на пассажиров. Сегодняшняя практика – назначение авиакомпаний на международные маршруты государством в лице Минтранса – позволяет определить перевозчика, имеющего наилучшие показатели и способного предоставить максимально безопасные и качественные услуги. (Росавиация при выдаче допусков оценивает авиакомпании по балльной системе.)

Инициатива может способствовать развитию авиаотрасли, пишет заместитель гендиректора «Аэрофлота» Дмитрий Сапрыкин ФАС (письмо есть у «Ведомостей»), но помимо цены следует учитывать другие критерии: безопасность полетов, социальную функцию, молодость парка и наличие в нем современных российских самолетов, помощь авиакомпании развитию отрасли, налоговые поступления, развитость маршрутной сети и проч.

«Если представить, что предложения «Аэрофлота» будут приняты, он получит огромное преимущество перед конкурентами», – говорит руководитель аналитического отдела «Авиапорта» Олег Пантелеев. А гендиректор Infomost Борис Рыбак считает, что ФАС предлагает возвращение к монополии и освобождает Росавиацию от ее обязанностей: регулировать коммерческую деятельность авиаперевозчиков.