Министр здравоохранения предлагает запретить рекламу лекарств

Для некоторых фармкомпаний реклама – главная категория расходов, без нее люди не узнают, что лекарство вообще существует, опасаются участники рынка
Министр здравоохранения Вероника Скворцова/ Д. Абрамов/ Ведомости

«Реклама лекарств должна исключаться», – сказала сегодня министр здравоохранения Вероника Скворцова (ее слова цитирует «Интерфакс»). В марте правительство поручило Минздраву, Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и органам исполнительной власти проработать вопрос о запрете рекламы лекарственных препаратов в средствах массовой информации, в том числе в электронных, сообщало агентство "РИА Новости".

В лидерах по объему рекламы в СМИ (считается количество выходов рекламы) – производители лекарств Novartis, «Фармстандарт», Berlin-Chemie, указывает «Ремедиум». Самые продвигаемые бренды в печатных СМИ – БАДы «Эвалар», «Травы Приморья» и «Гриппферон». На телевидении – «Эвалар», «Нурофен», «Тонгакат», на радио – «Тонгакат», «Афобазол», «Гриппферон».

Производители лекарств и биологически активных добавок (БАД) – четвертые рекламодатели по объемам бюджета на рекламу после ритейла (16,5%), продуктов питания (12,5%) и косметики и парфюмерии (11,3%), подсчитала компания «Ремедиум» (на основе данных "TNS Россия"). В 2012 г. доля фармацевтической рекламы выросла с 10,2 до 11%, но количество рекламодателей сократилось на 9%, до 385 компаний.

«Реклама для нас — это категория № 1 по расходам, – признавался в интервью «Ведомостям» в 2012 г. гендиректор «Фармстандарта» Игорь Крылов. – В нашем портфеле национальные бренды, и мы не можем оставить их без поддержки».

Инициатива по запрету лекарств (тогда с ней выступала Госдума. – «Ведомости») направлена на ограничение прав граждан, говорил Крылов. Ответственное самолечение (когда человек сам принимает решение, как он будет лечиться) во всем мире серьезное направление. В США ответственное самолечение экономит больше $102 млрд бюджетных денег, приводил он пример. Организация ответственного самолечения, объединяющая ряд стран, провела исследование: за 10 лет объем продаж безрецептурных препаратов вырос в Европе на 2%, рецептурных - на 20%, отмечал топ-менеджер «Фармстандарта»: «Отсюда очень простой вывод: люди никогда не принимают решение, как себя лечить, на основании рекламы. Это глупость. Решение, как пользоваться препаратом, принимается после прочтения инструкции, а реклама — лишь информация о том, что есть некое лекарство, которое, возможно, вам пригодится в случае возникновения того или иного недуга».