Статья опубликована в № 3354 от 29.05.2013 под заголовком: Х5 отделяет «Пятерочку»

X5 Retail завершает масштабную реорганизацию бизнеса

X5 Retail Group признала централизацию управления всеми форматами своих магазинов ошибкой. Компания завершает разделение функций управления «Пятерочками», «Перекрестками» и «Каруселями»
После завершения реформы «Пятерочки» станут более самостоятельными
Е. Кузьмина / Ведомости
X5 Retail Group

Розничная компания. Акционеры: «Альфа-групп» (47,86%), основатели «Пятерочки» (19,85%), free float (32,09%). Капитализация (LSE) – $5,37 млрд. Финансовые показатели (МСФО, 2012 г.): Выручка – $15,79 млрд, EBITDA – $1,12 млрд, Чистый убыток – $126,5 млн.

Х5 Retail Group завершает масштабную реорганизацию бизнеса отделением коммерческой и логистической служб дискаунтеров «Пятерочка» от аналогичных служб других форматов (кроме «мягких дискаунтеров» «Пятерочка» X5 управляет супермаркетами «Перекресток», гипермаркетами «Карусель», интернет-магазином E5.ru и магазинами «у дома» «Перекресток-экспресс»). «Раньше все функции были централизованы. Поскольку размер компании большой, а специфика в разных форматах своя, решили, что логистика и закупки разделятся для дискаунтеров и для супермаркетов и гипермаркетов. Остаются общими финансовая служба, безопасность, юристы», – рассказал «Ведомостям» источник, близкий к «Альфа-групп», основному акционеру Х5. Сейчас, по его словам, завершается разделение складов (у Х5 29 распределительных центров) между форматами – компания выбирает, какие из них будут работать с дискаунтерами, а какие – с другими форматами. Это позволит добиться лучшего качества работы, повысить доходность и эффективность, утверждает собеседник газеты. «Там (между менеджментом форматов. – «Ведомости») были бесконечные конфликты. Форматы говорили: мы не получаем то, что нужно, мы заказываем одно, а получаем другое», – рассказывает собеседник газеты.

Практически все вспомогательные функции уже разделены, говорит директор по корпоративным отношениям Х5 Михаил Сусов. Теперь, по его словам, дошла очередь до основных дирекций. «В «Пятерочке» созданы две [новые] дирекции. Дирекция логистики занимается поставкой товаров исключительно в «Пятерочки». Коммерческая дирекция занимается закупкой товара для этого формата и категорийным менеджментом, т. е. полностью отвечает за формирование ассортимента «Пятерочек» и его эффективность», – рассказал он. Первую, по его словам, возглавит Марк Леблон, директор X5 Retail Group по управлению запасами, вторую – Владимир Сорокин, один из заместителей коммерческого директора группы.

Объединенная X5 Retail Group создана в 2006 г. в результате слияния бизнесов сетей «Пятерочка» и «Перекресток». Интеграция бизнеса началась как раз с объединения закупок, IT-системы и логистических ресурсов. «Централизация – это была ошибка. Очевидно, что форматы очень разные. И попытка жестко централизовать весь процесс была обречена на трудности», – признает источник, близкий к акционерам «Альфы». Спустя пять лет после объединения, в 2011 г., группа начала обратный процесс децентрализации управления форматами с предоставлением им большей автономии. Управление финансами и кадрами в процессе реорганизации было передано на уровень форматов, они стали самостоятельно проводить ассортиментную политику и определять цены, говорится в отчете Х5 за 2012 г. В этом году, сообщается в том же документе, форматы получают функцию по планированию развития. B 2013 г. Х5 планирует завершить реорганизацию, говорится в отчете.

Поставщики ритейлера уже почувствовали разницу. «Логистика у X5 отчасти уже разделена по форматам. Распределительный центр в Шолохове работает исключительно с «Перекрестками» и «Каруселями», в том числе в регионах, а распредцентр в Подольске отправляет товар в «Пятерочки», – рассказал «Ведомостям» крупный поставщик продуктов питания. В регионах, по его словам, склады X5 «больше заточены под «Пятерочки», а с «Каруселями» и «Перекрестками» работают по той матрице, которая пересекается с дискаунтерами.

«У «Магнита», как эталона отрасли по эффективности управления процессами, логистика единая для всех форматов – магазинов «у дома» и гипермаркетов. У «Дикси» и «О'кей» это тоже объединенные службы», – говорит аналитик «ВТБ капитала» Мария Колбина. Она не видит смысла в разделении закупок и логистики и полагает, что это может привести к расширению штата – там, где раньше работал один директор по логистике, будет два.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать