Stockmann снизил годовые прогнозы из-за плохих перспектив в России и Финляндии

Финский ритейлер Stockmann снизил годовые прогнозы из-за плохих рыночных перспектив в России и Финляндии. В первом полугодии выручка российского подразделения упала на 15,4%
Екатерина Кузьмина/ Ведомости

Выручка финского ритейлера Stockmann в России в первом полугодии 2014 г. упала на 15,4% до 145,5 млн евро, говорится в отчете компании. В рублевом выражении выручка осталась на уровне прошлого года, но ослабление рубля повлияло на результаты компании, указано в отчете. Операционный убыток ритейлера составил 17 млн евро против 5 млн евро убытка в первом полугодии 2013 г. Совокупная выручка Stockmann упала на 8,6% до 890 млн евро, операционный убыток вырос до 40,3 млн евро с 4,6 млн евро.

Больше всего на финансовые показатели Stockmann влияют негативные результаты в Финляндии и России, говорится в отчете. В Финляндии, на крупнейшем рынке ритейлера (приносит почти половину выручки, в первом полугодии показатель сократился на 10% до 422 млн евро), потребительское доверие остается на низком уровне и спрос на непродовольственные товары падает. А на российском рынке ситуация остается сложной, рубль - слабым, а будущее экономики - неясным, приводятся в сообщении компании слова ее генерального директора Ханну Пенттиля. К тому же на июльские доходы компании негативное влияние оказало раннее начало летних распродаж, говорится в сообщении компании.

Бизнес-риски в России выше, чем в скандинавских странах или странах Балтии, указывает ритейлер: операционная среда неустойчива и кризис на Украине значительно увеличил политическую напряженность во всем мире. Санкции ЕС и США и ответные меры России могут еще ухудшить показатели Stockmann, опасается компания. Значительная доля продукции, продающейся в российских магазинах Stockmann, импортируется, поэтому торговые санкции ослабят бизнес ритейлера в стране, указано в отчете. При этом дальнейшее ослабление рубля окажет негативное влияние на покупательную способность потребителей.

В итоге теперь компания ожидает, что годовая операционная прибыль будет значительно слабее, чем в 2013 г. В апреле ритейлер ожидал, что показатель не превысит уровня прошлого года - 54,4 млн евро. Сейчас компания ожидает, что номинированный в евро доход по сравнению с прошлым годом уменьшится, но точных цифр не раскрывает.

Украинский кризис и его влияние на российскую экономику обеспокоили ритейлера уже в марте и заставили его сменить бизнес-стратегию. Существенное ослабление курса рубля, снижение покупательной способности, экономические санкции в отношении России и возможные контрмеры заставят Stockmann тщательнее оценивать стратегические возможности развития для всего концерна, отмечал тогда ритейлер. В результате ослабления рубля снизилась покупательная способность населения, из-за чего пострадал в большей степени формат универсамов. Экономический рост в России - ключевом регионе для группы - будет оставаться на низком уровне, а перспективы розничного рынка продолжат ухудшаться, указывала компания.

Для оптимизации российского бизнеса компания решила закрывать магазины Seppala. В начале года компания объявила, что из-за ослабления рубля закроет более 20 неприбыльных магазинов под этим брендом (подразделение показывало в России слабые результаты еще в 2012 г.). В первом полугодии компания закрыла семь магазинов Seppala, сейчас остаются работать еще 27, указано в отчете. Это около 10% от общего числа магазинов (кроме России этот формат представлен в Финляндии, Латвии, Эстонии, Литве и на Украине).

О пересмотре бизнес-стратегии в России в последние месяцы говорят многие ритейлеры. Так, крупный продавец одежды - польская LPP (бренды Reserved, House, Mohito и др.) в апреле заявила о планах сократить инвестиции в Россию в связи со снижением курса рубля и кризисом на Украине. «Существенно сократить» план открытия новых магазинов в 2014 и 2015 гг., а также увеличить число магазинов, которые планируется закрыть, решил Adidas AG. Причины - изменение курса рубля, «возросшие риски изменения потребительских настроений и трат в регионе, усиливающие краткосрочные риски доходности в России и СНГ». В 2014 г. группа откроет 80 магазинов Adidas и Reebok вместо 150, столько же - в 2015 г. После этого сообщения, а также обнародования результатов II квартала (падение чистой прибыли на 16%) котировки Adidas упали на рекордные за 19 лет 15%.

На котировках Stockmann обнародование результатов и прогнозов практически не сказалось - вчера стоимость акций компании на Хельсинкской фондовой бирже сократилась лишь на 1,3% до 9,83 евро.