Немецкие компании скупают американских конкурентов

Общий объем поглощений в этом году достиг $70 млрд: такая активность объясняется стечением экономических трендов и благоприятной обстановкой на рынке
Krisztian Bocsi/ Bloomberg

На прошлой неделе компании из Германии начали активно приобретать конкурентов из США. Только в этот понедельник немецкий промышленный гигант Siemens объявил о приобретении американского производителя энергетического оборудования Dresser-Rand более чем за $6 млрд, а фармацевтическая компания Merck - о покупке биотехнологической компании Sigma-Aldrich за $17 млрд.

По данным Dealogic, с учетом последних сделок общий объем поглощений компаний из США, о которых объявили немецкие компании, в этом году достиг почти $70 млрд. Кроме того, компании из Германии в 2014 г. уже инвестировали в США больше, чем за какой-либо другой год за последние два десятилетия, отмечает Dealogic. Такая активность объясняется стечением экономических трендов: низкими процентными ставками и стагнацией в Европе, экономическим ростом и снижением цен на электроэнергию в США, а также увеличением денежных средств у процветающих немецких компаний.

«Немецкие компании хотят быть там, где их потребители», - говорит Дитмар Риг, президент Германо-американской торговой палаты в Нью-Йорке.

Как заявил в понедельник гендиректор Merck Карл-Людвиг Клей, для его компании приобретение Sigma-Aldrich - это «квантовый скачок». Отчасти он объясняет это тем, что Merck недостаточно представлена в США. Sigma-Aldrich продает химикаты и биологические материалы, используемые в лабораторных исследованиях. В прошлом году ее продажи составили $2,7 млрд.

Приобретение Dresser-Rand приближает Siemens к цели ее гендиректора Джо Кайзера. Он намерен увеличить присутствие Siemens на американском энергетическом рынке и заработать на сланцевом буме в США. По словам Кайзера, поглощение Dresser-Rand позволит Siemens быть замеченной, услышанной и известной в Хьюстоне. Именно в этом городе находится штаб-квартира Dresser-Rand, а также центр американской нефтяной промышленности.

Также на прошлой неделе немецкий производитель автозапчастей ZF Friedrichshafen объявил о приобретении американского конкурента TRW Automotive Holdings почти за $12 млрд. А разработчик программного обеспечения SAP покупает Concur Technologies более чем за $8 млрд. Эти две сделки должны обеспечить немецким компаниям новые возможности на критически важных в будущем рынках - самоходных автомобилей и облачных компьютерных технологий.

Как отмечает Йоэль Зауи из лондонской консалтинговой компании Zaoui & Co., которая была советником Dresser-Rand по сделке с Siemens, такая волна сделок показывает, насколько горячим стал американский рынок. «Там открытая обстановка на рынках капитала, а экономика растет», - говорит он.

Яркой иллюстрацией различий между США и Европой является то, что ФРС США думает, когда повысить процентные ставки, а ЕЦБ ищет способы сократить рекордно низкие ставки для стимулирования экономического роста. Ориентированные на экспорт немецкие производители, процветавшие в последние годы, извлекают выгоду из этой ситуации.

Также немецких производителей в США привлекает стоимость электроэнергии, ставшая низкой в результате добычи сланцевого газа. При этом в Германии электроэнергия одна из самых дорогих среди развитых стран из-за длительного и дорогостоящего проекта правительства по развитию экологически чистой возобновляемой энергетики. В основном из-за стоимости электроэнергии Siemens и крупнейший в мире химический концерн BASF говорили о намерении расширять бизнес в США и других европейских странах, а не в Германии.

Всплеск инвестиций также свидетельствует об изменении настроения немецких менеджеров, отмечает Дирк Альберсмейер, директор по слияниям и поглощениям немецких компаний в JPMorgan Chase во Франкфурте. Он был консультантом Merck во время приобретения Sigma-Aldrich. По его словам, из-за предыдущих неудач немецкие компании сторонились крупных сделок в США. Но, учитывая их надежное финансовое состояние и крепкое положение на мировых рынках, возобновление сделок было «лишь вопросом времени».

Не все предыдущие сделки немецких компаний в США были успешными. Так, когда Daimler-Benz в 1998 г. приобрела Chrysler за $36 млрд, ее тогдашний гендиректор Юрген Шремпп обещал создать «самую прибыльную автомобильную компанию в мире». Однако дела у Chrysler пошли плохо, и в 2007 г. немецкий автопроизводитель продал большую часть своей доли в ней фонду прямых инвестиций Cerberus. Эта сделка не принесла Daimler практически никакой выручки.

Производитель спортивных товаров Adidas за прошедший год три раза делал предупреждения по поводу прибыли, в том числе из-за подразделения Reebok. В 2005 г. Adidas приобрел американскую компанию за $3,8 млрд, но та уступила рыночную долю Nike. Теперь Adidas пытается перепозиционировать Reebok.

Однако многие другие инвестиции немецких компаний становились удачными. В 1998 г. медиагигант Bertelsmann приобрел издателя Random House за неназванную сумму. В прошлом году произошло слияние Random House и Penguin, создавшее крупнейшую издательскую группу в мире. А сеть супермаркетов Trader Joe's стала процветать после того, как в 1979 г. ее приобрел немецкий ритейлер Aldi Nord.

Нынешняя серия сделок повышает вероятность того, что за ними последуют и другие. Компании спешат завладеть активами до того, как они подорожают или появятся конкуренты. По словам инвестбанкиров, рост фондовых рынков одновременно и демонстрирует, и усиливает уверенность инвесторов. Согласно данным Dealogic, с начала года глобальный объем сделок слияний и поглощений достиг $2,6 трлн, чего не было с 2007 г. Также это на 43% больше, чем за аналогичный период 2013 г. Как отмечает Бертольд Фюрст из Deutsche Bank, консультировавший Siemens и ZF во время их последних сделок, обстановка на рынке слияний и поглощений остается благоприятной.

Перевел Алексей Невельский