Ритейлер «Лента» пересмотрел параметры опционной программы для топ-менеджеров

Теперь она будет рассчитываться не в долларах, а в рублях и по курсу 2013 года
Темпы роста выручки «Ленты» остаются самыми быстрыми среди российских публичных розничных сетей/ Е. Кузьмина/ Ведомости

Один из крупнейших российских ритейлеров, «Лента», пересмотрел программу долгосрочной мотивации топ-менеджмента, сообщила компания в отчете за первое полугодие 2015 г. Если раньше при расчетах использовались финансовые параметры, выраженные в долларах США, то в середине июля 2015 г. ритейлер решил изменить все финансовые параметры на рублевые показатели, используя обменный курс на 1 апреля 2013 г., т. е. дату старта программы. В результате цена исполнения оставшейся опционной программы изменилась с $49,84 на 1516 руб. за акцию, говорится в материалах «Ленты».

Также был пересмотрен график реализации программы. В качестве поощрения «Лента» уже передала топ-менеджменту права на 20% от общего количества фантомных акций в рамках программы. Оставшиеся 80% будут реализованы в два этапа: 30% в апреле 2017 г. и 50% в 2018 г. Изменения должны повысить привлекательность программы поощрения для менеджмента, пояснил представитель «Ленты», не раскрыв ее деталей.

Согласно годовому отчету «Ленты» за 2014 г., в программе участвует восемь топ-менеджеров ритейлера, в том числе его гендиректор Ян Дюннинг, финдиректор Яхо Лемменс и др. Ключевые менеджеры сети уже владеют 1,14% акций «Ленты», по данным сайта компании.

Рост по всем фронтам

Чистая прибыль по МСФО выросла на 10,7% год к году почти до 3 млрд руб., скорректированная EBITDA – на 44,6% до 11,8 млрд руб., рентабельность показателя выросла до 10,2 с 9,5% год назад, сказано в отчетности «Ленты» за первое полугодие 2015 г.

Ситуация, когда компания решает перевести параметры мотивационной программы менеджмента из валюты в рубли, не частая, говорит исполнительный директор Ассоциации профессиональных инвесторов Александр Шевчук.

Мотивацию менеджеров надо улучшить, писал в отчете за 2014 г. комитет ритейлера по вознаграждениям: программа запущена в 2012–2013 гг. «и с этого времени в макроэкономической ситуации в России многое изменилось».

После валютных скачков некоторые компании уже перевели программы вознаграждения менеджмента из валютных в рублевые выплаты, знает консультант, участвующий в разработке таких программ для крупных российских компаний. При нестабильности курса рубля, по его мнению, правильнее привязывать выплаты к той валюте, в которой компания получает выручку и осуществляет расходы. Это логичный шаг, чтобы снизить риски по валютным выплатам, отмечает Шевчук. А в случае если параметры оценок достижений менеджмента были привязаны к номинированным в долларах финансовым показателям компании, то это также целесообразно с точки зрения привлекательности программы как для ее участников, так и для акционеров.

При этом надо смотреть на соотношение результатов и выплат по программе мотивации к абсолютным совокупным выплатам в отношении каждого представителя менеджмента, указывает Шевчук. В некоторых госкомпаниях на программы долгосрочного вознаграждения приходится лишь около 10% от общих выплат менеджменту, приводит пример эксперт, хотя в международной практике этот показатель зачастую достигает 40%.

Мотивация менеджмента компании важна для инвесторов, отмечает Наталья Колупаева из Райффайзенбанка: «Привязка их вознаграждения к достижению конкретных результатов по итогам года и качеству управления компанией сближает их с целями инвесторов – достижением роста рыночной капитализации компании».

По итогам 2015 г. менеджмент ритейлера надеется нарастить продажи на 34–38%, но прогноз может быть скорректирован по итогам III квартала. Пока темпы роста выручки ритейлера по-прежнему самые быстрые среди российских публичных розничных сетей: за январь – июнь 2015 г. «Лента» нарастила продажи на 33,8% до 114,9 млрд руб. (см. также врез).

С другой стороны, это может содержать в себе риски, отмечает Колупаева: усилия менеджмента могут смещаться на достижение краткосрочных результатов по сравнению с достижением более долгосрочных, стратегических задач.