ОПЕК готова к худшему: нынешнее падение цен на нефть – не предел

Цены на нефть – в руках России и прочих независимых производителей, подчеркивает МЭА
Баланс на рынке был сбит из-за поставок 5-6 млн баррелей дополнительных объемов нефти, считает генеральный секретарь ОПЕК/ Е. Разумный/ Ведомости

Три года добыча превышала спрос, отсюда и такие низкие цены, напомнил генеральный секретарь ОПЕК Абдалла аль-Бадри на конференции IНS CERAWeek: «ОПЕК винить нельзя». По подсчетам Международного энергетического агентства (МЭА), две трети новых поставок обеспечили США. По данным Bloomberg, сейчас баррель Brent торгуется около отметки $34, WTI - $31.

«Мы столько лет наслаждались ценами в $100 за баррель, что забыли, что бывает по-другому. Высокие цены подстегнули инвестиции в нефтедобычу со стороны независимых производителей. Время остановиться», - указал аль-Бадри.

По его словам, баланс на рынке был сбит из-за поставок 5-6 млн баррелей дополнительных объемов нефти – это результат действий других производителей. «Почему в низких ценах сейчас обвиняют ОПЕК и ждут именно от нас сокращения добычи? Мы все в одной лодке: независимые производители, и Россия в том числе. Нам следует найти баланс», - отметил аль-Бадри.

В середине февраля по итогам встречи в Дохе Россия, Саудовская Аравия, Катар и Венесуэла согласились сохранить в среднем на 2016 г. объемы добычи нефти на уровне января этого года и не превышать его. Четыре страны производят около 23,75 млн баррелей нефти в день, что составляет более 25% мировой добычи нефти. «Решение будет принято, если другие производители присоединятся к этой инициативе», - сообщало российское Минэнерго. По данным ведомства, замораживание добычи нефти позволит сократить перепроизводство как минимум на 1,3 млн баррелей в сутки.

Никто не верит, что Россия, Венесуэла и другие производители сократят добычу нефти, убежден исполнительный директор МЭА Фатих Бирол. Рынок практически не отреагировал на договоренность в Катаре: игроки не ждут сокращения поставок, не видно и готовности стран сокращать производство нефти, отметил он: «Говоря о необходимости сокращений, Россия продолжала наращивать добычу». После объявления о договоренности между Россией, Венесуэлой, Катаром и Саудовской Аравией цена Brent выросла на 3% до $34 за баррель, но затем отыграла свой рост и продолжила падение. На вопрос «Ведомостей», почему решение в Катаре вызвало лишь краткосрочный рост котировок, Бирол ответил: «Рынок знает лучше, чего ждать».

Если независимые производители заморозят поставки, то цены на нефть начнут восстанавливаться уже в 2017 г., убежден исполнительный директор МЭА. Если договоренности вступят в силу, цены на нефть начнут восстанавливаться в 2017 г., а цена барреля вернется на отметку $80 только в 2020 г., прогнозирует агентство. Однако в ближайшие несколько месяцев конъюнктура не изменится, указывает оно. На самом деле никто не знает, что будет дальше, парировал аль-Бадри.

Сколь долго при нынешних ценах сможет продержаться ОПЕК без существенного сокращения добычи, аль-Бадри не сказал, но напомнил, что низкие цены на нефть не пугают ОПЕК. «Мы такое уже переживали – видели и $3, и $5 за баррель, нефтяной рынок всегда живет циклами», - философски отметил генеральный секретарь картеля. «Для бюджетов многих государств конъюнктура нефтяного рынка критична, именно поэтому мы в 2015 г. начали переговоры с Россией, Мексикой, Бразилией, - отметил аль-Бадри. - С тех пор встречались дважды».

Переговоры между ОПЕК, Россией и другими производителями - это только первый шаг, добавил аль-Бадри: «Надо сначала заморозить поставки и затем 3-4 месяца наблюдать за тем, что будет происходить на рынке. Если первый шаг будет успешным, мы предпримем дальнейшие меры. Возможно, сокращение добычи станет триггером для роста цен», - отметил он. Если Россия и другие независимые производители возьмут на себя обязательства по замораживанию добычи, мы сможем найти решение, считает генсек картеля.

Впервые о необходимости кооперации с независимыми производителями ОПЕК заговорил еще в 2008 г. - после того, как цены спикировали до уровня $36 за баррель, но Россия в тот момент, по словам сотрудников ОПЕК, не была готова взять на себя обязательства по сокращению добычи.

«Если договоренности ОПЕК и части независимых производителей вступят в силу, всегда есть риск, что страны, не взявшие на себя обязательств, начнут увеличивать поставки, чтобы заполнить нишу», - опасается аль-Бадри.

В МЭА ожидают, что США начнут вновь наращивать добычу в 2018 г. «Сейчас мы видим провал в американской добыче, но затем начнется восстановление», - отметил Бирол. По прогнозу агентства, в 2016 г. США сократят добычу на 600 000 баррелей в день, в 2017 г. - на 200 000 баррелей, но в 2018 г. добыча вновь начнет расти и достигнет рекордного уровня в 14,2 млн баррелей в день к 2021 г., подытожил Бирол. Тем не менее Ближний Восток надолго останется сердцем глобальной нефтедобычи, успокоил он генсека ОПЕК.