Сланцевый бум, возможно, достиг пика
Но пока активность американских нефтяников не дает ценам превысить $60 за баррельНефть подорожала в октябре из-за роста напряженности между Ираком и проголосовавшим за независимость Курдистаном. В среду цена барреля Brent превышала $58. Но ее послекризисные попытки преодолеть отметку в $60 в декабре – феврале и в сентябре заканчивались неудачей: многие участники рынка полагают, что такая цена позволит производителям сланцевой нефти в США быстрей наращивать добычу. Но появляются признаки, что сланцевый бум достиг максимума.
Росту цены препятствуют опасения, что она может выйти за верхний предел «сланцевого диапазона», отмечают трейдеры. Этот термин в 2015 г. предложил Оливье Жакоб, управляющий директор Petromatrix, чтобы обозначить цены, которые позволяют сланцевым добытчикам работать, не наводняя мировой рынок нефтью, с одной стороны, и не разоряясь – с другой. Поначалу Жакоб определил его в $45–65 за баррель WTI, но затем рост эффективности сланцевой добычи заставил его понизить оценку до $40–60 по фьючерсу на декабрь следующего календарного года. (Цены более дальних фьючерсов обычно выше, чем на ближайший контракт, и производители используют их для хеджирования.) «Есть признаки, что даже нефтяные компании России и ОПЕК считают рост выше $60 чрезмерным, так как может вырасти предложение сланцевой нефти. А они этого не хотят», – сказал Жакоб Financial Times (FT).
«Поведение рынка на этой неделе свидетельствует о нервозности при приближении $60, возможно, рынок близок к пику», – говорит Оле Хансен из Saxo Bank. У хедж-фондов были длинные позиции на 0,5 млрд баррелей нефти Brent, что близко к рекорду, а в такой ситуации рынок уже не раз разворачивался, указывает он: спекулянты могут быстро закрыть позиции, если в Ираке ничего не произойдет, и сосредоточиться на традиционном сезонном замедлении спроса.
Сланцевая революция стала возможной благодаря росту производительности нефтяников США, которые совершенствовали способы горизонтального бурения и гидроразрыва пласта. Если, по данным Baker Hughes и Управления энергетической информации США (EIA), в октябре 2014 г. в США эксплуатировалось максимальное число буровых установок - 1609, а добыча составляла 8,95 млн баррелей в день, то сейчас работают лишь 743 установки, а добывается 9,48 млн.
Однако за последний год эффективность добычи перестала расти столь же стремительно, что и в кризисные годы, когда компаниям приходилось радикально сокращать расходы и активнее применять новые технологии. Год назад добыча была на 1 млн баррелей в день меньше, чем сейчас, а обеспечивали ее всего 432 буровые.
Производительность, которую EIA измеряет как добычу из новых скважин в расчете на эксплуатируемую буровую установку, примерно с середины 2016 г. стала снижаться в четырех из пяти основных районов сланцевой добычи. Росла она почти непрерывно с первых дней сланцевой революции в 2007 г. (см. график). Правда, это неидеальный показатель, указывает FT, так как некоторые компании не приступают сразу к добыче из новых скважин, ожидая роста цен.
По данным S&P Global Platts, в 2013–2015 гг. производители также сильно сократили время на бурение, став бурить по несколько горизонтальных скважин, идущих в разные стороны. Но в 2016–2017 гг. прогресс в этой области замедлился, а на месторождении Eagle Ford и вовсе остановился (см. график).
Тем не менее, даже если цены превысят $60 в этом году, мало кто ожидает, что они долго пробудут на этой высоте – если, конечно, не произойдет крупного перебоя с поставками. По прогнозу Международного энергетического агентства, добыча в США в этом году вырастет на 470 000 баррелей в день, а в 2018 г. – на 1,1 млн. В 2018 г. в строй в мире также вступят проекты, заложенные еще до обвала цен, напоминает Энтони Юн, директор департамента по стратегии на глобальных сырьевых рынках Citigroup. «Без какого-либо значимого события будет очень трудно всерьез преодолеть отметку в $60 за баррель, – говорит Жакоб (цитата по FT). – Но если это удастся, удержаться на этом уровне будет еще труднее».