Египет может ограничить поставки российской пшеницы

Такой поворот событий не выгоден ни одной из сторон
Египет осудил российское зерно/ Денис Абрамов/ Ведомости

Административный суд госсовета Египта принял решение, которое запрещает импорт пшеницы из России, зараженной грибком – спорыньей, сообщили Reuters и египетское издание Ahramonline. Суд удовлетворил иск адвоката Тарика эль-Авади, поданный к премьер-министру и министрам сельского хозяйства, здравоохранения и снабжения, с требованием прекратить импорт из России зараженной пшеницы. По его мнению, такое зерно наносит ущерб здоровью граждан страны.

Согласно постановлению суда, должен быть приостановлен импорт как текущих, так и будущих партий, зараженных спорыньей, цитирует адвоката Reuters.

Спорынья – гриб-паразит, содержащий несколько ядовитых алкалоидов. Он паразитирует на пшенице, ржи и некоторых других злаках. В Египте с 2010 г. действует норма, согласно которой содержание спорыньи в зерне не должно превышать 0,05%, таков же и признанный в мире стандарт.

Россия уже второй год собирает рекордный урожай зерновых – ожидается свыше 130 млн т, 83 млн из них придется на пшеницу, сообщал ранее министр сельского хозяйства Александр Ткачев. Египет традиционно крупнейший покупатель российской пшеницы – на него в среднем приходится около 20% всех поставок.

Египет официально уже вводил нулевую норму спорыньи в августе 2016 г., требование продержалось месяц и было отменено после того, как египетский государственный агент по закупкам продовольствия GASC на тендерах не смог приобрести зерна. Те ограничения стали заградительными для российской пшеницы. Полностью очистить пшеницу от спорыньи практически невозможно, в ней всегда содержится грибок в минимальных количествах, замечает директор «Совэкона» Андрей Сизов, но, даже если это удастся, дальше потребуются стерильные вагоны и терминалы.

Никто не будет готов поставлять зерно стране при наличии такого невыполнимого на практике требования, считает он. Даже если подобная мера снова будет введена, она не продержится долго – из-за отсутствия поставок, уверен Сизов: заявок на тендеры попросту не будет. Два топ-менеджера крупных экспортеров зерна назвали решение египетского суда «старой песней» – и тоже напомнили, как прошлой осенью Египет был вынужден отказаться от требования по нулевому содержанию спорыньи спустя меньше месяца после введения нормы.

На турецком берегу проблема

Месяц назад Турция, второй по значимости после Египта покупатель российского зерна, ввела новые ограничения на импорт сельскохозяйственной продукции из России: она обязала импортеров заверять в офисах торгового представительства Турции или его российских подразделениях счета при поставках пшеницы, подсолнечного масла, гороха и др.

Такие ограничения создадут существенные проблемы для российской стороны, говорит крупный экспортер российского зерна. Сейчас Египту российская пшеница 4-го класса обходится выгоднее всего – она стоит около $200 за тонну. Для России выпадение такого крупного покупателя грозит тем, что ей придется снижать цену, сказал собеседник «Ведомостей». Так что решение не выгодно ни российской, ни египетской стороне, констатирует он.

С ним согласен гендиректор «Прозерна» Владимир Петриченко: России и правда придется снизить цену, а Египту – покупать более дорогое зерно у других стран. Египет крайне зависит от российской пшеницы – в разные годы половину пшеницы или даже больше Египет закупал именно у России, напоминает он. Чаще всего закупки делает государство на тендерах GASC для производства социального хлеба. Получается, что, вводя такие запреты, Египет увеличивает собственные траты на покупку социально значимого товара, заключает эксперт.

Представитель российского Минсельхоза отказался от комментариев до получения подтверждения информации.