Ozon станет владельцем одной из крупнейших сетей постаматов

Онлайн-ритейлер потратит на это 1 млрд рублей
Cредний постамат на 52 ячейки, который принимает оплату и маркирует возвратные отправления, по данным Романовой, стоит 1 млн руб./ Максим Стулов / Ведомости

Онлайн-ритейлер Ozon строит сеть автоматизированных терминалов для выдачи заказов (постаматов) Ozon.Box. В Москве и области до конца 2017 г. появятся 500 Ozon.Box, сообщила пиар-директор онлайн-ритейлера Мария Ерунова, а по всей России компания хочет установить около 1500 постаматов до конца 2018 г., в более отдаленной перспективе – несколько тысяч. На Ozon.Box может потребоваться, по словам Еруновой, до 1 млрд руб. в ближайшие три года.

Главным партнером может стать группа «Дикси» – Ozon договорился установить 520 постаматов в ее магазинах у дома, подтвердил директор по развитию бизнеса ГК «Дикси» Евгений Малков: до конца года 120 Ozon.Box появится в «Дикси» в Москве и области, 400 – в других регионах в 2018 г. Для «Дикси», как объяснил Малков, постаматы – способ привлечь покупателей.

Также терминалы Ozon появятся в аптеках «36,6» и «Горздрав», бизнес-центрах и жилых комплексах, магазинах «Авоська», продолжает Ерунова. Представитель «Аптечной сети 36,6» подтвердил сотрудничество с Ozon.Box: до конца года будет установлено до 100 постаматов в аптеках группы, это может привлечь дополнительный трафик.

Ozon активно расширял логистическую сеть последние два года. До 2016 г. у ритейлера был один крупный склад в Твери, но по мере роста спроса в регионах Ozon открыл склады в Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, арендовал дополнительный склад в Подмосковье.

Если Ozon выполнит план развития сети терминалов, он может стать одним из крупнейших игроков на этом рынке в России. Сейчас действует один заметный оператор постаматов – PickPoint, сообщает Data Insight. По данным PickPoint, у нее более 1200 постаматов. «В 2018 г. планируем увеличить сеть в 1,5–2 раза», – говорит гендиректор PickPoint Надежда Романова.

Терминалы выдачи заказов – специфический бизнес, считает Романова: нужны высокие технологии, отлаженная полноценная логистика, понимание, где и какое должно быть оборудование. Средний постамат на 52 ячейки, который принимает оплату и маркирует возвратные отправления, по данным Романовой, стоит 1 млн руб.

«То есть помимо правильной бизнес-модели постаматная сеть требует достаточно больших первичных инвестиций», – продолжает Романова. В 2015–2016 гг. прекратили работу два крупных оператора постаматов (Logibox и InPost. – «Ведомости»), и PickPoint осталась единственной федеральной сетью.

На российском рынке постаматов нет высокой конкуренции и инвесторы проявляют явный интерес к нему, говорит Романова: «Мы ждем развития игроков, которые начали работать в этом году, а также появления новых».

«Дикси» помимо Ozon в октябре договорилась сотрудничать с другим оператором постаматов – Teleport. По словам Малкова, до конца года Teleport планирует установить около 200 постаматов в магазинах «Дикси» в Петербурге, Москве и Подмосковье. Схожие планы заявляла и Pulse Express – она договорилась с «Магнитом».

В России бум постаматов, говорит Романова: выросла популярность такого способа получать заказы из онлайн-магазинов, налажена логистика возвратов, терминалов стало больше, пользователям удобен график работы постаматов – можно забирать заказы до или после работы. «Доля доставок через PickPoint в доставках из интернет-магазинов за два года выросла на 5–15% и в среднем составляет 20%», – радуется она.