Ozon решил продавать холодильники и стиральные машины

Онлайн-ритейлер хочет потеснить в этом сегменте традиционные магазины
Одна из целей расширения ассортимента онлайн-ритейлера – поднять средний чек/ А. Гордеев/ Ведомости

Российский онлайн-ритейлер Ozon начал продавать крупную бытовую технику, рассказала «Ведомостям» представитель компании Мария Назамутдинова. До сих пор Ozon сам не продавал холодильники и стиральные машины – этим занимались его партнеры, поскольку ритейлер не мог обеспечивать доставку и хранение такого крупногабаритного товара, пояснила Назамутдинова: «Наши ограничения по товару, который хранится на складе в Твери, – 25 кг и 120 см». В мае 2017 г. Ozon арендовал новый склад на северо-западе Подмосковья, благодаря чему компания запустила продажи крупногабаритного товара.

Тестовый период продолжался с конца июля, полноценно в Москве проект заработал 28 августа, добавила Назамутдинова. На очереди – Подмосковье, Казань, Екатеринбург и Краснодар – те города, где у ритейлера есть склады, уточнила она. Сейчас в ассортименте Ozon 1700 товаров крупной бытовой техники: холодильники, стиральные машины, плиты, посудомоечные машины, аксессуары для автомобилей, тренажеры, кондиционеры. Всего в ассортименте ритейлера почти 4,5 млн товаров.

Ozon в цифрах

9 миллиардов рублей составила чистая выручка Ozon.ru за январь – июнь 2017 г., или на 34% больше год к году, при валовом обороте в 10,1 млрд руб.
40 процентов составит прирост оборотов Ozon.ru за весь 2017 год, по прогнозу гендиректора ритейлера Дэнни Перекальски

Ozon надеется, что к концу 2017 г. на продажи крупной техники будет приходиться около 5% его продаж электроники, а к концу следующего года это будет уже 5% всего оборота ритейлера, рассказала Назамутдинова. Одна из целей расширения ассортимента онлайн-ритейлера – поднять средний чек. По словам Назамутдиновой, в августе средняя сумма покупки в Ozon составляла 2500 руб., тогда как средняя сумма покупки крупной бытовой техники – около 12 000 руб.

Бытовая техника и электроника в целом основная товарная категория в российской онлайн-рознице. Из десятки крупнейших игроков отрасли половина специализируется именно на таких товарах: «Юлмарт», «Ситилинк», «М.видео», «Эльдорадо», «Связной», по данным Data Insight. Рынок крупной бытовой техники высококонкурентный, при этом не самый доходный, констатирует генеральный менеджер «Ситилинка» Михаил Славинский: высоки издержки в логистике – из-за габаритов приходится хранить и перевозить больше «воздуха». Станет ли Ozon угрозой для специализированных ритейлеров, зависит от того, как и сколько компания будет инвестировать в развитие новой категории, рассуждает он.

Кроме того, в бытовой технике до сих пор важны традиционные офлайн-магазины, добавляет представитель «Эльдорадо» Юлия Завьялова: «Больше половины покупателей начинает поиск товара онлайн, но покупку завершают в 70% в [традиционных] магазинах».

Рынок крупной техники в первом полугодии 2017 г. почти не рос, напоминает Славинский, зато в июле и августе оживление потребительского спроса стало заметным. Это связано, по его мнению, с реализацией отложенного спроса: после экономических потрясений 2014 г. потребителю понадобилось 1,5 года, чтобы осознать себя в новых экономических реалиях, выработать адекватную систему потребления. «C конца 2016 г. россияне почувствовали себя увереннее и постепенно стали возвращаться к докризисному потреблению. Первыми бенефициарами стали кредитный сегмент и рынок бытовой техники и электроники», – рассуждает Славинский, считая, что тенденция сохранится до конца года.