Интернет-магазин Ozon начал продавать свежую еду

В планах компании – за год нарастить долю продуктов в обороте до 7%
Сейчас у Ozon.ru средний чек – около 2500 руб., со свежими товарами он может составить 3000 руб., рассчитывает ритейлер/ Андрей Гордеев / Ведомости

Один из старейших в России интернет-магазинов – Ozon.ru увеличил ассортимент. Его бизнес начался в 1998 г., позднее компанию часто называли российским Amazon: как и американский интернет-ритейлер, Ozon начал с книг, а затем стал расширять бизнес.

До сих пор Ozon не продавал свежих и замороженных пищевых продуктов, только бакалею и другие продукты питания с длительным сроком хранения. Но теперь дело дошло и до скоропортящегося продовольствия, рассказала «Ведомостям» пиар-директор интернет-компании Мария Ерунова.

Ozon начал с продаж 400 наименований скоропортящихся товаров – колбасных изделий, рыбных изделий, молочной продукции, замороженных продуктов, овощей и проч., перечислила Ерунова. До конца года ритейлер планирует расширить ассортимент до 2000 наименований – это сравнимо с ассортиментом офлайнового супермаркета, рассуждает она. Цель расширения ассортимента – иметь все категории товаров, чтобы покупатели могли купить все, что необходимо для ежедневных нужд в течение недели, объясняет Ерунова.

Сейчас у Ozon.ru средний чек – около 2500 руб., со свежими товарами он может составить 3000 руб., рассчитывает ритейлер. По прогнозу компании, к концу 2018 г. доля продаж продуктов питания достигнет 7% в обороте. Оборот компании за 2016 г., по ее собственным данным, – 18 млрд руб.

По словам Еруновой, Ozon, чтобы запустить продажи скоропортящейся продукции, оборудовал зону хранения площадью 2000 кв. м на складе в Твери. Заказы доставляются курьерами в термоконтейнерах, установленных в уже имеющийся автопарк компании, по Москве и Твери на следующий день или в день заказа. Всего на оборудование помещений и настройку доставки онлайн-компания потратила 50 млн руб. В будущем, по словам Еруновой, Ozon готов подумать и над доставкой в пункты выдачи. В целом, продолжает она, Ozon ориентировался на опыт швейцарского продуктового онлайн-ритейлера Leshop.ch.

Продовольственные поглощения

Воспринимая экспансию Amazon как угрозу традиционному ритейлу, крупнейший мировой ритейлер Wal-Mart заявил о покупке стартапа Jet.com в 2016 г. Сумма сделки составила около $3 млрд деньгами и $300 млн акциями продовольственного гиганта. Летом 2017 г. Amazon договорился о покупке сети продуктовых магазинов Whole Foods Market за $13,7 млрд.

Из числа основных конкурентов Ozon.ru из первой десятки онлайн-ритейлеров в России продовольственными товарами не занимается никто: это либо специализированные магазины, такие как «М.видео», Lamoda, «Связной», либо изначально специализировавшиеся на одном виде товаров ритейлеры, затем расширившие ассортимент близкими товарами, как «Эльдорадо», «Ситилинк» или Wildberries. Ближайший прямой конкурент Ozon.ru – контролируемый владельцем «Северстали» Алексеем Мордашовым интернет-супермаркет «Утконос». Его представители не ответили в понедельник на вопросы «Ведомостей».

«Утконос» – единственный серьезный бизнес в онлайн-торговле продуктами в России, на него приходится почти половина этого рынка, констатирует младший партнер Bain & Company Ростислав Хоменко. Для остальных интернет-торговцев продукты питания скорее эксперимент, полагает он: «Они пытаются понять, как это работает, как клиент воспринимает услугу и т. д. Для них это не прибыльная и пока не масштабная вещь». Сеть супермаркетов «Перекресток» (входит в X5 Retail Group) запустила в этом году онлайн-продажи в Москве. Через пять месяцев после запуска число интернет-заказов стало сопоставимо с показателями одного обычного «Перекрестка», в планах – сделать этот бизнес прибыльным, говорил в сентябре на одном из отраслевых форумов гендиректор «Перекрестка» Владимир Сорокин.

Одной из основных проблем при онлайн-продажах продуктов питания традиционно считается высокая стоимость обработки заказа и неготовность потребителя платить за это. Бизнес Ozon был убыточен и ранее: в 2015 г. чистый убыток его основного юридического лица – «Интернет решений» составил 322 млн руб., в 2016 г. – 505 млн руб., по данным «СПАРК-Интерфакса». У Ozon продажи свежих и замороженных продуктов добавлены в существующую инфраструктуру, это сделало бизнес-модель более эффективной, утверждает Ерунова: «В нашем пятилетнем плане есть фокус на прибыль. Так как рынок растет очень динамично, мы будем корректировать наши планы в соответствии с ним».

За последние два года на российском рынке произошли важные изменения, присоединяется к Еруновой партнер Data Insight Федор Вирин: появилось довольно много людей, которые попробовали покупать продукты питания онлайн – и им понравилось. И число онлайн-сервисов продажи продуктов в Москве выросло за это время в несколько раз, рассуждает он. «Эксперимент Ozon.ru может быть успешным: у ритейлера есть аудитория, которая привыкла пользоваться его сервисами и готова за них платить», – заключает Вирин.