Статья опубликована в № 4507 от 13.02.2018 под заголовком: Минтранс велел делиться

Ответственность несостоятельной авиакомпании разделит аэропорт

Инициатива Минтранса означает для него большие потери, говорят эксперты

Минтранс опубликовал на regulation.gov.ru проект новой редакции приказа о разделении с аэропортами ответственности за пассажиров проблемных авиакомпаний. Если авиакомпания не может оказать услуги перевозки из-за своей несостоятельности, приостановления деятельности или аннулирования сертификата, говорится в проекте, аэропорты должны взять на себя «обязанности или их часть по договорам воздушной перевозки». Минтранс предлагает внести изменения в пункт 99 «Общих правил авиаперевозки пассажиров», этот пункт описывает, что авиакомпания компенсирует и какие услуги предоставляет, если рейс задерживается.

В списке доступ в комнату матери и ребенка, два бесплатных звонка и прохладительные напитки при задержке свыше двух часов; горячее питание, гостиница и трансфер до нее, если рейс задерживается на шесть и более часов. Сейчас все это оплачивает авиакомпания. Если она не может оплатить эти расходы (например, из-за несостоятельности), то, предлагает Минтранс, авиакомпания должна будет предоставить аэропорту подтверждающие документы и тот возьмет эти расходы на себя. Расходы могут быть компенсированы аэропорту, пишет Минтранс.

«Правовые, организационные и финансово-экономические основания у этой инициативы отсутствуют. Рассчитываем, что будет дана объективная оценка регулирующего воздействия», – говорит представитель «Домодедово». Представители «Внуково» и «Шереметьево» не ответили «Ведомостям».

С последствиями форс-мажорных ситуаций прежде всего разбираются аэропорты, они не будут против новой функции – если будет система компенсаций, комментирует исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов Сергей Никотин. В нынешнем виде законопроект предлагает компенсировать расходы аэропортов по процедуре банкротства, предостерегает партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный: «Аэропорты встанут в третью очередь кредиторов и смогут рассчитывать на возврат в лучшем случае 5–20 коп. с рубля затрат. Фактически на аэропорты накладывается квазиналоговое бремя». Весь похоронный банкет будут оплачивать аэропорты, заключает Тертычный.

Одним из вариантов могли бы стать договоренности аэропортов с авиакомпаниями: перевозчик отчислял бы определенную сумму на случай форс-мажора, рассуждает Никотин, другой вариант – компенсационный фонд за счет бюджета, третий – резервный фонд, который создадут сами авиакомпании. «Так уже работает туриндустрия», – замечает Никотин.

Тертычный считает, что застраховать риски аэропорты могли бы, требуя от авиакомпаний депозитов за обслуживание, а не оплаты по факту оказания услуг. «Альтернативным вариантом может стать просьба аэропортов увеличить тарифы или создать саморегулируемую организацию и сформировать при ней компенсационный фонд. Но этому будут противиться крупные авиаперевозчики, которые не захотят нести бремя расходов на страхование рисков других компаний», – считает Тертычный.

Публичное обсуждение проекта продолжится до 28 февраля, по данным regulation.gov.ru. Получить комментарии у представителя Минтранса в понедельник вечером не удалось.

Расходы «Аэрофлота» на перевозку пассажиров обанкротившейся «Трансаэро» составили около 17 млрд руб. Сколько потратили авиакомпании на вывоз пассажиров «ВИМ-авиа», не сообщалось. Чтобы не повторять опыт и застраховать пассажиров, Росавиация предложила даже ввести страховой сбор в 10 руб. с каждого авиабилета. Это позволило бы создать резерв в размере 1 млрд руб., этих денег будет достаточно в случае банкротства любой авиакомпании.

Читать ещё
Preloader more