Статья опубликована в № 4507 от 13.02.2018 под заголовком: Минтранс велел делиться

Ответственность несостоятельной авиакомпании разделит аэропорт

Инициатива Минтранса означает для него большие потери, говорят эксперты
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Минтранс опубликовал на regulation.gov.ru проект новой редакции приказа о разделении с аэропортами ответственности за пассажиров проблемных авиакомпаний. Если авиакомпания не может оказать услуги перевозки из-за своей несостоятельности, приостановления деятельности или аннулирования сертификата, говорится в проекте, аэропорты должны взять на себя «обязанности или их часть по договорам воздушной перевозки». Минтранс предлагает внести изменения в пункт 99 «Общих правил авиаперевозки пассажиров», этот пункт описывает, что авиакомпания компенсирует и какие услуги предоставляет, если рейс задерживается.

В списке доступ в комнату матери и ребенка, два бесплатных звонка и прохладительные напитки при задержке свыше двух часов; горячее питание, гостиница и трансфер до нее, если рейс задерживается на шесть и более часов. Сейчас все это оплачивает авиакомпания. Если она не может оплатить эти расходы (например, из-за несостоятельности), то, предлагает Минтранс, авиакомпания должна будет предоставить аэропорту подтверждающие документы и тот возьмет эти расходы на себя. Расходы могут быть компенсированы аэропорту, пишет Минтранс.

«Правовые, организационные и финансово-экономические основания у этой инициативы отсутствуют. Рассчитываем, что будет дана объективная оценка регулирующего воздействия», – говорит представитель «Домодедово». Представители «Внуково» и «Шереметьево» не ответили «Ведомостям».

С последствиями форс-мажорных ситуаций прежде всего разбираются аэропорты, они не будут против новой функции – если будет система компенсаций, комментирует исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов Сергей Никотин. В нынешнем виде законопроект предлагает компенсировать расходы аэропортов по процедуре банкротства, предостерегает партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный: «Аэропорты встанут в третью очередь кредиторов и смогут рассчитывать на возврат в лучшем случае 5–20 коп. с рубля затрат. Фактически на аэропорты накладывается квазиналоговое бремя». Весь похоронный банкет будут оплачивать аэропорты, заключает Тертычный.

Одним из вариантов могли бы стать договоренности аэропортов с авиакомпаниями: перевозчик отчислял бы определенную сумму на случай форс-мажора, рассуждает Никотин, другой вариант – компенсационный фонд за счет бюджета, третий – резервный фонд, который создадут сами авиакомпании. «Так уже работает туриндустрия», – замечает Никотин.

Тертычный считает, что застраховать риски аэропорты могли бы, требуя от авиакомпаний депозитов за обслуживание, а не оплаты по факту оказания услуг. «Альтернативным вариантом может стать просьба аэропортов увеличить тарифы или создать саморегулируемую организацию и сформировать при ней компенсационный фонд. Но этому будут противиться крупные авиаперевозчики, которые не захотят нести бремя расходов на страхование рисков других компаний», – считает Тертычный.

Публичное обсуждение проекта продолжится до 28 февраля, по данным regulation.gov.ru. Получить комментарии у представителя Минтранса в понедельник вечером не удалось.

Расходы «Аэрофлота» на перевозку пассажиров обанкротившейся «Трансаэро» составили около 17 млрд руб. Сколько потратили авиакомпании на вывоз пассажиров «ВИМ-авиа», не сообщалось. Чтобы не повторять опыт и застраховать пассажиров, Росавиация предложила даже ввести страховой сбор в 10 руб. с каждого авиабилета. Это позволило бы создать резерв в размере 1 млрд руб., этих денег будет достаточно в случае банкротства любой авиакомпании.

Читать ещё
Preloader more