Минтранс предложил оставить Савельева на посту гендиректора «Аэрофлота»

Ранее сообщалось, что у крупнейшей авиакомпании России может смениться руководитель
Андрей Гордеев / Ведомости

Контракт с гендиректором «Аэрофлота» может быть продлен до 2023 г., сообщил «Интерфакс» со ссылкой на министра транспорта Евгения Дитриха. Минтранс уже направил в Минэкономразвития соответствующее предложение, сообщил «Ведомостям» министр через своего представителя. Продление контракта с Савельевым должно быть утверждено советом директоров авиакомпании (51,2% в «Аэрофлоте» принадлежит Росимуществу), добавил он. Представитель Росимущества подтвердил, что предложение Минтранса получено, а проект директивы для последующего согласования в правительстве подготовлен. В Минэкономразвития предложений по директиве еще не получали, сказал представитель министерства.

Действующий контракт Савельева заканчивается в октябре 2018 г. Президент России Владимир Путин дал устное согласие на продление контракта Савельева еще на пять лет, сообщал в начале июля «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники. Но распоряжения не было, а в качестве альтернативы действующему гендиректору рассматривалась кандидатура бывшего министра транспорта Максима Соколова, добавляли собеседники издания.

В «Аэрофлот» Виталий Савельев пришел в 2009 г. из АФК «Система» Владимира Евтушенкова. В интервью «Ведомостям» после назначения он говорил, что обладает необходимыми качествами для работы в компании: «Я работал на стройке 11 лет (в том году строился терминал D. – «Ведомости»). Нужно подтянуть финансовую часть [финансовые показатели «Аэрофлота»]. Я занимался финансами в «Газпроме», возглавлял банки «Россия» и «Менатеп Санкт-Петербург». Надо усовершенствовать IT-систему. Пожалуйста, был менеджером в «Связьинвесте». С тех пор компания увеличила парк судов в 2 раза, перевозки пассажиров – в 3,5 раза, а чистую прибыль – в 4 раза до 532 млрд руб. по итогам 2017 г.

«Контракт с Савельевым продлевается не впервые – в прошлый раз его продлевали в октябре 2013 г. При этом не было никаких сигналов и оснований для того, чтобы договор с ним не перезаключить», – говорит собеседник «Ведомостей» в финансово-экономическом блоке правительства.

Сколько получает Савельев на посту гендиректора, «Аэрофлот» не раскрывает. С 2009 г. он входит в совет директоров перевозчика и получал вознаграждения за свою работу в совете – всего он заработал таким образом 13 млн руб., следует из раскрытий компании. Последние два года он не получает вознаграждение за работу в совете.

«Все, что плохого и хорошего случилось с «Аэрофлотом» за последние почти 10 лет, целиком и полностью заслуга Савельева», – считает гендиректор Infomost Борис Рыбак. «Он перестроил управление авиакомпанией на централизованное, навел порядок в финансах (это привело к росту капитализации) и изменил образ авиакомпании в глазах пассажиров», – говорит Рыбак. Этот нематериальный показатель, по словам эксперта, привел к росту количества транзитных пассажиров с 3% от общего количества в 2009 г. до 30% в 2017 г., что дало не менее 40% прироста маржи компании, считает Рыбак. Количеством пассажиров в России, конечно, органического роста добиться сложно, так что единственная правильная ставка была сделана на привлечение зарубежных клиентов, а это стало возможно благодаря трансформации компании, заключает Рыбак.

Рост операционных и финансовых показателей во многом «Аэрофлоту» обеспечил рост российского рынка так такового, считает исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Компания не всегда росла органически: увеличить пассажиропоток группы помогли создание лоукостера «Добролет» (ныне «Победа») и регионального перевозчика «Аврора», но и прекращение полетов «Трансаэро» не прошло для компании бесследно – перевозчик перехватил часть пассажиропотока обанкротившейся компании, говорит Пантелеев.

С чего начинался «Аэрофлот»