РФПИ и арабские фонды оказались акционерами «Аэрофлота»

В конце прошлого года они купили около 5% акций авиакомпании на 10 млрд рублей
Как рассказал «Ведомостям» гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев (на фото – справа), акции «Аэрофлота» покупались в конце 2017 г./ Евгений Разумный / Ведомости

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) совместно с фондами из Бахрейна, Кувейта и ОАЭ купили долю в авиакомпании «Аэрофлот» на сумму около 10 млрд руб., рассказал «Ведомостям» гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев на стенде фонда на Петербургском международном экономическом форуме. Он не назвал величину пакета, дату сделки, а также не сказал, сколько заплатил сам РФПИ, а сколько – партнеры.

«Ведомости» выяснили, что РФПИ и партнеры купили 4,8% авиакомпании за 9,8 млрд руб. в сентябре прошлого года. Это знают два собеседника «Ведомостей», знакомые с условиями продажи пакета «Аэрофлота». Оба отмечают, что в сентябре 2017 г. «Аэрофлот» продал квазиказначейский пакет, но кто стал покупателем, тогда не раскрывалось. Представитель РФПИ отказался от комментариев, «Аэрофлот» не ответил на запрос «Ведомостей».

По словам Дмитриева, РФПИ не планирует продавать свою долю. «Мы с партнерами верим в рост компании», – сказал он. С прошлого сентября акции «Аэрофлота» подешевели на 27,5%, свидетельствуют данные Московской биржи. Ждать восстановления капитализации компании Дмитриеву и партнерам придется долго, сходятся во мнении аналитики АКРА и «Атона». Сейчас самое время докупать акции «Аэрофлота», рекомендует трейдер крупного банка.

Рынок не в лучшем состоянии. Несмотря на рост перевозок, финансовые показатели авиарынка в прошлом году ухудшились, констатирует аналитик АКРА Александр Гущин. Основные причины – развернувшаяся ценовая война и рост операционных расходов. В результате цены на билеты не росли теми же темпами, что и операционные расходы авиакомпаний, это привело к снижению рентабельности.

В долгосрочной перспективе «Аэрофлот» может добиться хороших результатов и инвестиции РФПИ и партнеров в компанию могут окупиться с хорошей доходностью, говорит аналитик «Атона» Михаил Ганелин. По мнению эксперта, сейчас капитализация авиакомпании находится под давлением из-за высоких цен на топливо, нефть, а также из-за слабого рубля.

Ухудшение финансовых показателей отразилось на капитализации авиакомпании, считает Гущин. При этом вслед за ценами на нефть продолжают расти цены на авиатопливо, это еще больше снижает маржу перевозчиков, говорит эксперт.

«Мы также открыты и для увеличения доли [в «Аэрофлоте»]», – продолжил Дмитриев. Сколько намерены потратить фонд и партнеры, он не сказал. Им не хватает 1,9% акций «Аэрофлота» (279 млн руб. на Московской бирже. – «Ведомости»), для того чтобы провести своего кандидата в совет директоров, подсчитал аналитик Ганелин. В совете 11 мест, при средней явке на годовые собрания 74% нужно получить одобрение минимум 6,7% голосов акционеров, говорит Ганелин.

Крупнейший акционер «Аэрофлота» – Росимущество (51,17%). В свободном обращении на бирже находится 45,8% акций.

Самые дорогие бренды авиакомпаний и «Аэрофлот»