«Победа» проиграла иск о бесплатной ручной клади

Лоукостер требовал отменить норму о бесплатной перевозке дамских сумок
Гендиректор «Победы» Андрей Калмыков/ Андрей Любимов / RBC / TASS

Верховный суд рассмотрел во вторник иск лоукостера «Победа» к Минтрансу: авиакомпания требовала отменить пункт федеральных авиационных правил о бесплатной перевозке помимо ручной клади (минимум 5 кг на пассажира) дамских сумок, портфелей, портпледов с костюмом, букетов цветов, верхней одежды и рюкзаков.

Этот пункт накладывает на авиакомпании неограниченные обязательства, считает «Победа». Правила лоукостера иные: в салон можно взять бесплатно все, что помещается в калибратор 36х30х27 см, такой багаж, по заключению компании Boeing, помещается на багажные полки самолета Boeing 737-800 (у «Победы» их 20) в комплектации на 189 пассажиров, сообщил в суде гендиректор «Победы» Андрей Калмыков. Остальное надо сдавать в багаж и платить за это.

Прокуратура требует от «Победы» соблюдать федеральные правила и возить бесплатно в салоне все вещи из списка.

Калмыков и юрист «Победы» Алексей Танкевич принесли в суд калибратор и образцы вещей из обязательного списка, чтобы показать, что правила невыполнимы: разместить их в салоне самолета лоукостера невозможно, не нарушив требований безопасности. Компоновка кресел максимально плотная, кресла тонкие, под ними для вещей нет места, заверил Калмыков. А Танкевич предупредил, что цветы – сильный аллерген, а в самолете ограниченный объем воздуха.

«Победа» наняла на процесс адвоката Генриха Падву, его гонорар – до 40 000 руб. за час работы. Оспариваемый пункт не ограничивает размеры и вес дополнительных вещей, а потому противоречит другому пункту правил, который дает право провозить бесплатно ручную кладь, умещающуюся в калибратор, заявил Падва. Часто бывает, что вошедшие первыми пассажиры заполняют багажные полки, аргументировал Падва, а следующим просто некуда положить вещи, они вынуждены держать их на руках, при любой турбулентности вещи будут летать по салону. Непонятно, почему Минтранс с этим не согласен, заключил юрист.

Если выполнять правила, то «Победе» придется во время посадки направлять вещи в багаж, что минимум на 30% увеличит время оборота самолетов, писал в июле Калмыков министру транспорта Евгению Дитриху: это рушит бизнес-модель лоукостера и вынудит «Победу» развиваться как классическую авиакомпанию с соответствующими тарифами.

Вещи из оспариваемого списка тяжело взвесить, а они нужны для комфортного перелета, поэтому и назначены сверх нормы, заявила в суде представительница Минтранса Светлана Тонких.

Воздушный кодекс требует учитывать эксплуатационные характеристики самолетов при составлении правил перевозки вещей в салоне, заявил Калмыков, – и поинтересовался, учитывал ли Минтранс характеристики конкретно Boeing 737-800? Тот же вопрос задавал и судья Юрий Иванников. Представительницы Минтранса Тонких и Екатерина Сухарникова несколько раз уходили от ответа на этот вопрос, но в конце концов Сухарникова сообщила, что учитывали, но не конкретных типов, а всех самолетов. «От Ан-2 до Boeing 747», – съязвил Калмыков. Чиновницы заявили, что требование Воздушного кодекса учитывать характеристики самолета – техническая ошибка. «Это ваше мнение, – возразил Калмыков, – но Воздушный кодекс имеет абсолютный приоритет над федеральными авиационными правилами».

Судья Юрий Иванников долго допытывался у представительниц Минтранса, где в салоне перевозить вещи, если они не помещаются на полках? Как избежать того, чтобы пассажиры не злоупотребляли этой нормой и не нарушали прав других пассажиров на места на полках? Размещать можно на полках, твердила Сухарникова, а спорные бытовые вопросы как-то решать на месте. Но как перевозчику размещать вещи, если нет места, не отставал судья. На багажных полках всегда есть место, не сдавалась чиновница.

Ход процесса вроде бы складывался в пользу лоукостера, но судья Иванников, вернувшись из совещательной комнаты, объявил, что отказал «Победе» в иске.

Решение вступит в силу после изготовления мотивировочной части. Калмыков заявил, что оно будет обжаловано в апелляционной коллегии Верховного суда.

От автомобиля до авиакомпании: что называют «Победой»