Собственник Архангельского ЦБК купил завод гофрокартона

Это предприятие позволит ему увеличить продажи упаковки на юге России
Собственник Архангельского ЦБК купил завод гофрокартона в Воронежской области/ Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат

Группа компаний Pulp Mill Holding (владеет в России Архангельским ЦБК (АЦБК) и проч.) приобрела 100% ООО «Европак» – недостроенный завод по производству гофрокартона и гофротары в Воронежской области. Здесь будет выпускаться такая же продукция, что и на двух других предприятиях группы в Московской области, – трех- и пятислойная гофропродукция, говорится в сообщении АЦБК. Эти заводы управляются и принадлежат компании «Архбум» («дочка» АЦБК).

Купленный актив будет запускаться в два этапа, пояснила «Ведомостям» исполнительный директор «Архбума» Ирина Галахова. Первая очередь заработает в ноябре 2018 г., вторая – весной 2019 г. Проектная мощность составит 15 млн кв. м гофроупаковки в месяц. Для сравнения: суммарная мощность уже работающих предприятий «Архбума» – 35 млн кв. м в месяц. При этом на одном из предприятий строится новая очередь, что увеличит мощности еще на 20 млн кв. м, рассказывает Галахова. Есть также планы купить еще две линии для Воронежа (к четырем имеющимся), но это произойдет ближе к концу 2019 г., добавляет она.

Проект в Воронежской области реализовывал одноименный местный производитель гофроупаковки, но он оказался для него непосильным с точки зрения инвестиций, поясняет Галахова. В итоге примерно год назад почти достроенное предприятие с уже закупленным европейским оборудованием было выставлено на продажу.

Сумма сделки не раскрывается, но она учитывает в том числе потраченные инвестиции и долговые обязательства «Европака», замечает Галахова. По ее словам, подобные предприятия на рынке стоят около 40 млн евро.

Изначально проект оценивался в 2,2 млрд руб. при проектной мощности 188 млн кв. м в год.

Сделка «дает наивысший синергетический эффект внутри нашей вертикально-интегрированной структуры, так как мощности АЦБК в связи с проводимой модернизацией второй картоноделательной машины (КДМ-2) увеличиваются на 100 000 т картона в год», комментирует член совета директоров АЦБК Владимир Крупчак (его слова приведены в сообщении). По его словам, главная цель приобретения актива в Воронеже – расширение перерабатывающих мощностей для экспансии на юг России, один из основных потребительских центров гофротары в стране.

Юг России – третий по емкости рынок после Центрального федерального округа и Северо-Западного, уточняет Галахова. Такое разделение на макрорегионы объясняется тем, что оптимальное транспортное плечо для доставки гофроупаковки – 500 км, добавляет она.

Рынок на юге страны не только емкий, но и быстро растущий с темпами более 10% в год, опережающими рост рынка в Москве, продолжает Галахова. По ее словам, спрос на гофроупаковку (особенно в сегменте лотков) стимулируется ограничениями на импорт овощей, фруктов, которые Россия применяет в отношении ряда стран. «Архбум» и сегодня торгует на юге, но поставки невелики. Воронежское предприятие позволит «значительно усилить позиции компании» в этом макрорегионе, надеется Галахова, не уточняя рыночную долю.

Российский рынок упаковки из картона и гофрокартона вырос в 2017 г. на 13,4% до 4,6 млн т (в деньгах – на 12% до 141,2 млрд руб.), а к 2021 г. может вырасти до 5 млн т, сообщает отраслевой портал Unipack.ru со ссылкой на данные Росстата, ФТС и аналитику IndexBox. Основные игроки помимо АЦБК – группа «Илим», «Монди СЛПК» и др. Они тоже расширяют производство упаковки из картона.

Сделка с воронежским предприятием выгодна обеим сторонам, комментирует гендиректор Lesprom Network Алексей Богатырев. Бывшие собственники убрали с баланса законсервированную стройку, которая генерировала убытки, а группа АЦБК получила почти готовый завод, который, скорее всего, обошелся дешевле, чем если бы он покупался на рынке или строился с нуля, поясняет эксперт. По его словам, сегмент упаковки – самый быстро растущий в целлюлозно-бумажной промышленности, в том числе за счет развития электронной коммерции. На рынке десятки игроков, но группа АЦБК сможет предлагать конкурентные цены за счет эффекта масштаба, добавляет Богатырев.