«Роснефть» рассказала, как остановить рост цен на бензин

Госкомпания предлагает правительству ужесточить регулирование независимых АЗС, перенести уплату акциза на заправки
Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images

«Роснефть», владелец крупнейшей сети АЗС в стране, предложила правительству варианты выхода из кризиса с повышением цен на бензин, следует из заявления компании.

По ее мнению, нужно обязать всех нефтяников поставлять определенную долю от добытой нефти и газового конденсата на российские НПЗ и закрепить это условие в лицензии на добычу. Кроме того, «Роснефть» предлагает перенести уплату акцизов с НПЗ на АЗС, обязать независимые АЗС держать цены на топливо, как это уже делают нефтяники.

«Роснефть» также предлагает проработать механизм плавающих ставок акцизов на топливо с обратной зависимостью от изменения котировок на нефть. По мнению компании, это позволит в долгосрочной перспективе существенно стабилизировать цены для потребителей.

«Мы наблюдаем провокационную кампанию, инициированную рядом независимых АЗС, которая направлена на обострение социально-экономической обстановки в регионах с целью получения дополнительных льгот и извлечения сверхдохода для своих собственников, зачастую не проживающих в России», – говорится в заявлении госкомпании.

Бензин продолжает дорожать и принятые правительством меры не могут остановить роста цен, признал в понедельник премьер-министр Дмитрий Медведев. Он поручил Минэнерго провести совещания с нефтяными компаниями, и если ситуация не изменится, то правительство готово ввести заградительные пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов. Такое совещание должно пройти сегодня. «Нужно поговорить с компаниями, подписать совместный план по сдерживанию цен», – рассказывал собеседник «Ведомостей», близкий к правительству.

Если договориться с нефтяниками о мерах стабилизации на топливном рынке не удастся до конца недели, то Медведев пообещал в среду ввести заградительные пошлины, его слова передал «Интерфакс». По словам профильного вице-премьера Дмитрия Козака, пакет мер по стабилизации готов.

Плавающие акцизы на топливо – разумный подход, считает аналитик «Атона» Александр Корнилов. «Одна из причин роста цен на моторные топлива – это рост экспортных цен, но надо понимать, что этому будут противостоять региональные бюджеты, которые получают основную долю от акцизов», – считает эксперт.

Представитель правительства отметил, что пока не получал предложений «Роснефти», может быть, они были направлены Козаку, предположил он. Представитель Козака не ответил на вопросы «Ведомостей».

Для стабилизации цен на топливо нужны не договоренности, а прозрачные конкурентные условия и конкретные рычаги, считает президент Российского топливного союза, объединяющего независимые АЗС, Евгений Аркуша. Рычаги, по его мнению должны быть направлены на повышение экономической привлекательности поставок топлива на внутренний рынок и в первую очередь — на увеличение объема продаж на биржевых торгах.

По мнению Аркуши, нужно завершить налоговый маневр в первоначальном виде — со снижением акцизов при росте НДПИ. Кроме того, нужно стабилизировать курс рубля. Раньше он был привязан к цене на нефть на мировом рынке, это нивелировало влияние внешних цен на внутренние цены, отмечает Аркуша.