Соперничество Uber и Lyft перемещается на фондовый рынок

Убыточные компании будут одновременно бороться за деньги инвесторов в ходе IPO
Пока Uber привлекла у венчурных инвесторов около $20 млрд, а Lyft – $5,1 млрд/ Robert Gauthier / Los Angeles Times via Getty Images

Сервисы по вызову водителей Uber и Lyft будут бороться друг с другом не только за пассажиров, но и за инвесторов. На прошлой неделе Uber конфиденциально подала в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC) документы на проведение IPO в 2019 г., сообщила 7 декабря The Wall Street Journal. За день до этого то же самое сделал ее менее крупный конкурент Lyft.

Публичное размещение акций, вероятно, изменит обе компании и сам рынок заказа такси. До сих пор Uber и Lyft несли огромные убытки, пытаясь увеличить рыночную долю. У первой они в III квартале достигли $1,07 млрд, а у второй – $254 млн. Но на публичном рынке Uber и Lyft попадут под пристальное внимание инвесторов, требующих прибыли и большей прозрачности. «Выход обеих этих компаний на биржу поможет отрасли стать более рациональной и дисциплинированной, – утверждает Пол Хадсон из Glade Brook Capital Partners, которая инвестировала и в Uber, и в Lyft. – Публичным компаниям гораздо труднее бросать деньги на ветер».

Кроме того, Хадсон считает, что это подтолкнет к IPO и другие стартапы, чьи инвесторы и сотрудники хотят заработать на принадлежащих им акциях. А получить высокую ликвидность возможно лишь на публичном рынке.

Следующий год обещает стать рекордным по совокупному размеру средств, привлеченных в ходе IPO. Такие компании, как мессенджер Slack Technologies, работающая с большими данными Palantir Technologies и сервис по краткосрочной аренде жилья Airbnb, тоже могут выйти на биржу в 2019 г. Предыдущий рекорд был установлен во время бума доткомов в 2000 г.

Изначально Uber хотела провести первичное размещение, которое в компании назвали «Проект Свобода», во второй половине 2019 г. Но гендиректор Дара Хосровшахи решил подать документы в SEC поскорее, чтобы вывести акции на биржу в первом полугодии, – на случай если ситуация на фондовом рынке, который в этом году перестал устойчиво расти, ухудшится, говорят знакомые с ситуацией люди. Подача документов в декабре не обязывает Uber и Lyft выходить на биржу в начале 2019 г., но дает им время ответить на вопросы SEC, что зачастую занимает несколько месяцев.

Uber была основана в 2009 г. и теперь является одной из самых дорогих в мире непубличных компаний, поддерживаемых венчурными инвесторами. Она оценивается в $76 млрд. Консультирующие Uber банки предполагают, что во время IPO она может быть оценена в $120 млрд. Всего Uber на данный момент привлекла около $20 млрд инвестиций, а Lyft – $5,1 млрд. Обе суммы включают долговое финансирование. При этом Uber в октябре занимала 69% американского рынка вызова водителей, а Lyft — 28%, по данным Second Measure. Также у Uber примерно 20 000 сотрудников по всему миру, что в четыре с лишним раза больше, чем у Lyft.

Но рост бизнеса Uber замедляется. В последнем квартале ее выручка увеличилась на 38% до $2,95 млрд в годовом выражении, тогда как во II квартале – на 63%. При этом Uber дала понять, что вряд ли начнет получать прибыль в ближайшие три года. Хосровшахи пытается реструктурировать некоторые ее зарубежные операции и диверсифицировать бизнес, в том числе за счет создания сервиса по доставке еды UberEats и сервиса грузоперевозок Freight. Это должно улучшить финансовое положение Uber и подчеркнуть масштаб ее бизнеса по сравнению с Lyft. Кроме того, готовясь к IPO, Uber заполнила несколько важных позиций, в частности впервые более чем за три года нашла финансового директора, а также директора, ответственного за соблюдение требований регуляторов.

Перевел Алексей Невельский